Статьи Никулина Татьяна
Коуч • Психоаналитик
12:02 28 июля
- Для чего нам нужны правила?
- Странный вопрос - конечно, для того, чтобы их нарушать!
Представьте, что вы сели за руль, не зная правил дорожного движения? Далеко бы вы уехали? А если вы не за рулем, но живете в большом городе - насколько опаснее он для вас будет?
- Значит, правила надо соблюдать?
- На дороге лучше - да!
А в жизни? Кто, когда и какие правила нам устанавливает? А, главное, для чего?
С правилами мы сталкиваемся с самого рождения. Если подумать, то именно через соблюдение правил мы и приобретаем человеческий облик. Правила нам необходимы, чтобы научиться читать и писать, чтобы освоить профессию и выработать навыки ее применения 153
Коуч • Психоаналитик
20:24 21 июня
"Новая метла по новому метёт", - так мы говорим, когда у нас меняется руководитель, или так говорят о нас, когда мы приходим руководить новым коллективом.
Должностные инструкции не меняются с приходом нового человека, но нет одинаковых главбухов, гендиректоров или начальников цехов - каждый уникален.
- Что же лежит в основе того, что при одинаковых обязанностях, руководители всегда разные?
- Почему с одним начальником мы успешно работали много лет, а от нового сбежали через полгода?
Речь идёт о том, что каждый из нас привносит свой индивидуальный смысл в то, что мы делаем.
А учёные теперь еще дали этому процессу красивое название 216
Коуч • Психоаналитик
13:43 26 января
Любите ли вы слушать музыку?
А можете представить, как будет звучать ваша любимая мелодия, если из нее полностью убрать хотя бы одну ноту?
Глупость предлагаю, скажете вы? Отнюдь. Нечто подобное мы иногда хотим для себя. Поясню.
Как мы чувствуем музыку? Эмоционально! Но знаем ли мы, что в основе наших чувств также 7 базовых эмоций. Чувства, как и мелодии состоят из сложного и разнообразного набора этих базовых эмоций.
Ученые нейрофизиологи нашли даже места в нашей нервной системе, которые активизируются, как клавиши, когда мы чувствуем разные эмоции, те места, где происходит химия нейромедиаторов. А раз клавиши есть в нашем организме, значит, 321
Коуч • Психоаналитик
13:22 4 апреля
Зачем работать над недостатками, если карьеру мы строим, опираясь на свои преимущества?
Я помню свой первый "360 градусов" опросник много лет назад. Это такой опросник для руководителей, когда твои подчиненные, коллеги и руководители отвечают на вопросы о том, что у тебя получается хорошо, по их мнению, а над чем следует поработать.
Консультант обсуждала со мной результаты, фокусируясь на том, какие навыки мне надо улучшить, а я думала зачем мне это нужно, если вот же оно - отчёт 360, как доказательство того, что мои успехи в карьере основаны именно на моих сильных сторонах.
Задачи или проекты, которые мне поручались, требовали использования именно •
480
Коуч • Психоаналитик
14:10 17 января
Сегодня часто можно слышать обвинения друг друга в токсичности. Давайте, разберемся, что такое токсичность и всегда ли такие обвинения обоснованы.
Если выделим три уровня:
- токсичные поступки,
- токсичные отношения и
- токсичные люди,
то уже почувствуем разницу.
Токсичные поступки
Никто не идеален (nobody perfect), а значит, с каждым случается сказать или сделать что-то неприятное другому человеку. Что-то обидное для другого, что-то, за что самому потом бывает неприятно.
Поэтому рассмотрим токсичный поступок с позиции того, кто его совершает, так как здесь ключевым является именно наше собственное осознание того, что поступок 449
Коуч • Психоаналитик
11:54 13 ноября
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянии.
С.Есенин
Эмпатия - это "чувствовать вместе с", а не "чувствовать также".
В этом состоит внутреннее различие между эмпатией и симпатией (или состраданием, жалостью и тп)
Ошибкой будет считать эмпатией поведение, которое можно описать, как тёплое, ободряющее, одобряющее другого при любых его эмоциональных состояниях.
Так в чем же особенность эмпатии?
Находясь рядом с другим человеком, испытывающим и/или демонстрирующим сильные эмоции (или аффекты), мы способны попасть в поле его эмоций и начать •
579
Коуч • Психоаналитик
19:13 31 июля
Современная наука о психиатрии признаёт, что на состояние нашего психического здоровья влияют три фактора - биологический, психологический и социальный.
БИОЛОГИЯ, или физиология/гены, дают основу нашему темпераменту, нашей способности реагировать на окружающую обстановку, на болевые ощущения.
СОЦИАЛЬНЫЙ фактор - это та человеческая, или культурная среда, в которой ребёнок находится с самого младенчества. Чаще всего это семья, родственники - то есть социальная среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми.
ПСИХОЛОГИЯ конкретного человека и создается в этом первоначальном социальном окружении с учетом имеющихся 551
Коуч • Психоаналитик
12:50 5 февраля
Мама укладывает спать четырехлетнего малыша, поправляет ему постель и целует на ночь. Мальчик, вытягиваясь в струночку и натягивая одеяло до переносицы, смущенно спрашивает:
- А когда я вырасту, я, что ли, буду твоим мужем?
Не правда ли, забавный вопрос? От умиления хочется улыбнуться, но по смущению мама понимает, что для сына это очень важный вопрос, ему сложно было его задать, но он доверяет маме.
И тогда она, проявляя любовь и заботу, поясняет, что, когда ты вырастешь, ты найдёт себе жену, с которой будешь жить так же, как и мы с твоим папой. И ты будешь ее любить. А я для тебя останусь всегда мамой и мы будем любить друг друга как мать и сын.
Малыш 585
Коуч • Психоаналитик
20:20 24 декабря
Нам регулярно говорят, что важно устанавливать границы.
Но то, что мы не часто слышим, - это убедительное объяснение того, почему мы должны устанавливать границы.
Возможно, более важно то, как мы на самом деле ищем, определяем и устанавливаем наши границы?
Сегодня мы поговорим о следующем:
- Почему вам следует заботиться о границах
- Как определить и установить свои собственные границы с семьей и друзьями, в романтических отношениях и на работе
- Мы также научим вас распознавать и уважать границы других.
- Что устанавливает границы и почему это должно вас волновать?
- Когда вы устанавливаете личную границу, вы, по сути, говорите:
739
Коуч • Психоаналитик
14:49 17 декабря
Эмоции и чувства – это одно и то же или между ними есть разница?
Мы часто говорим "я чувствую", подразумевая и то, и другое. А между тем, к понятию эмоция лучше подходит глагол "ощущаю".
Возможно ли осознавать свои чувства в тот самый момент, когда мы ощущаем сильную эмоцию?
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянии.
С.А. Есенин
Такие базовые эмоции, как печаль, удивление, радость, отвращение, страх - мы не только сами ощущаем через тело, но и – посмотрите на картинки - мы не ошибемся в прочтении языка тела другого человека. Ощущаем 720
Коуч • Психоаналитик
23:31 5 октября
689
Коуч • Психоаналитик
12:30 25 ноября
1320
Коуч • Психоаналитик
18:39 23 ноября
1105
Коуч • Психоаналитик
10:58 20 ноября
1189
Коуч • Психоаналитик
12:45 18 ноября
•
1421
Коуч • Психоаналитик
14:21 17 ноября
1116
Коуч • Психоаналитик
12:39 16 ноября
Какие пути приводят клиента в кабинет к психологу? Зачем, например, социально адаптированному, более-менее успешному в жизни и карьере человеку интересоваться психологией?
Интерес может начаться с потребности понять другого, чтобы знать, как сделать так, чтобы получить от другого то, что хочется мне – в отношениях, в карьере, в воспитании детей. И только потом может сформироваться более глубокий интерес к себе и собственной психике.
Одна из самых популярных моделей, которая помогает достаточно быстро вызвать интерес к психике, это 16 типов личности. Опросник MBTI, имеющий долгую историю и огромное количество участников опроса, используется во •
2233
Коуч • Психоаналитик
17:57 30 октября
Если ставить цель - похудеть, то ее невозможно достичь. Невозможно в том смысле, что невозможно похудеть навсегда. Через некоторое время вес возвращается. Если у вас не возвращается, то вы уже поняли то, что я сейчас расскажу и это вам не интересно.
Конечно, я не совсем права, и если ставить цель похудеть, то похудеть можно. Как? Буквально, то есть достичь цели снижения веса: как сказали - так и сделали. Достигли цели - успокоились. Если вес вернулся, что же тут удивительного?
Цель была похудеть, достичь определенного веса, цели не было - изменить привычки питания, образа жизни и мышления, чтобы вес оставался в норме. Как вы лодку назовёте, так •
881
Коуч • Психоаналитик
11:56 10 августа
Часть 1
Книга с выразительным названием "Взрослые дети эмоционально незрелых родителей" появилась недавно на русском языке. (Автор Л.Гибсон).
Многих, кто имеет сложные отношения с родителями, эта книга заинтересовала. Появилась надежда, что можно разобраться с этими сложностями самостоятельно, без помощи психологов. Но оказалось, что все не так просто.
Предлагаю вместе познакомиться с тем, что есть ценного в этой книге, и вы сами решите, достаточно ли для вас самостоятельной работы или есть смысл найти специалиста, который вам поможет.
Книгу сложно прочитать за один присест, и я свой конспект книги разбила на 4 части.
Начнем •
8974
Коуч • Психоаналитик
20:04 1 июня
"Когда все хорошо – это тоже не хорошо" (автор неизвестен)
Замечали ли вы рекламу, в которой часть текста произносят не четко, а так, что какое-то слово можно понять двояко? Вы думаете, это небрежность? Отнюдь!
И еще: знаете ли вы, что официанты помнят детали неоплаченных заказов, и забывают их после оплаты?
А, возможно, было с вами так, что вы долго не могли забыть условия задачи, с которой не удавалось справиться, а те, что решались легко, почти тут же улетучивались из памяти?
За всем этим стоит одно и то же явление - эффект Зейгарник — заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
И тогда •
1688
Коуч • Психоаналитик
16:16 11 марта
966
Коуч • Психоаналитик
15:27 19 февраля
Удовлетворение или удовольствие? В чем разница? Противоречат ли они друг другу? Возможно ли их совместить?
УДОВОЛЬСТВИЕ от процесса - протяженное во времени, но и безвременное, как поток, в котором мы поглощены своей деятельностью, умственной или физической, забывая обо всем на свете, не замечая, как бежит время.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от результата - точка фиксации, подведения итогов, восхождение на пьедестал. Взгляд назад на процесс, оценка, сравнение с другими и с собой прежним. Для чего этот результат, что дальше?
Что важнее: процесс или результат?
Когда мы ставим цель, отдавая приоритет результату, мы можем планировать процесс, что называется, 1077
Коуч • Психоаналитик
18:13 20 января
Коуч, психолог или психоаналитик: если я хочу обратиться к специалисту, то как я могу понять, кто мне требуется?
Действительно, сразу бывает трудно разобраться. Поможет известная модель "Окна Джохари".
• "ОТКРЫТАЯ ЗОНА" - известно мне и окружающим. Я демонстрирую в своем окружении – дома, на работе, с друзьями – то поведение, мысли и отношения, которые я хочу или считаю нужным показывать или демонстрировать.
• "СЛЕПАЯ ЗОНА" - известно окружающим, но неизвестно мне. Это нам только кажется, что мы демонстрируем только то, что хотим. На самом деле, "со стороны виднее" - не зря говорят? И мы можем не замечать, как проявляем не только •
1114
Коуч • Психоаналитик
21:33 11 января
•
1569
Коуч • Психоаналитик
18:33 18 декабря
Дело было до войны еще. Меня в школу отдали рано. Тата болел и чувствовал - долго не проживет, а ему очень хотелось узнать, как его дети будут учиться. Сам-то он образованный был, счетоводом работал. Мужики со всего села к нам приходили, беседы вели. И вот меня, старшую, раньше срока и отдали в школу.
А что я? Обычная девчонка, любила поиграть и поозорничать, да еще с младшими сёстрами надо было нянчиться, пока родители работают, а мне-то всего лет 6 или семь было. Какая школа, какие буквы? Что такое от меня хотят? Читать никак не могла научиться — слоги складываю, а дальше — никак. Дети в классе смеются — они-то старше, года на два, да и росточком я маленькая •
1155