Психоанализ - это о чем?
Современная наука о психиатрии признаёт, что на состояние нашего психического здоровья влияют три фактора - биологический, психологический и социальный.

БИОЛОГИЯ, или физиология/гены, дают основу нашему темпераменту, нашей способности реагировать на окружающую обстановку, на болевые ощущения.

СОЦИАЛЬНЫЙ фактор - это та человеческая, или культурная среда, в которой ребёнок находится с самого младенчества. Чаще всего это семья, родственники - то есть социальная среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми.

ПСИХОЛОГИЯ конкретного человека и создается в этом первоначальном социальном окружении с учетом имеющихся биологических/природных данных. Природные данные, в том числе, являются причиной того, что дети в одной и той же семье часто вырастают с разными психологическими установками и привычками.

Дети-Маугли - это те, кто был лишён человеческой среды в критически важный период развития, и в результате они не приобрели полноценную человеческую психику.

Каждый из нас прошёл индивидуальный путь приобретения своей психики, а именно: используя свой темперамент и физические способности, мы адаптировались к той социальной, культурной среде, в которой имели счастье появиться на свет. Мы научились выживать в этой среде, реагируя на мир и на людей наилучшими из доступных нашей природе способами.

Учились мы постоянно и незаметно для взрослых - это они наивно полагали, что учат нас. А мы, на самом деле, учились тому, как реагировать на их поступки и отношение к нам таким образом, чтобы эти взрослые нас не покинули.

То есть, у нас сформировались автоматические реакции как на события вокруг нас, так и на наши внутренние переживания. Критерием нашей успешности была и остаётся наша внутренняя эмоциональная реакция: то, как мы поступаем и реагируем, избавляет нас от неприятных переживаний или обеспечивает приятные.

Мы не будем помнить многое из тех событий, которые научили нас реагировать определенным образом, но сами реакции будут воспроизводиться и повторяться в течение всей жизни независимо от нашего сознания, быстрее и раньше, чем мы их заметим.

Почему мы выбираем в партнеры тех, кто похож на наших родителей?



Выработав свои автоматические реакции в детстве, с мы с этой подготовкой и вышли из семейной среды во внешний мир. И до тех пор, пока наши реакции нас удовлетворяют, у нас нет необходимости их менять. А удовлетворять нас они будут до тех пор, пока мы находимся в таком же социальном окружении, каким оно было раньше.

И тогда логичным становится понимание того факта, что бессознательно среди множества людей мы будем выбирать именно таких, которые в чем-то психологически похожи на представителей нашей родительской семьи - мамы, папы, братьев, сестёр и прочих родственников. Это знакомая нам среда, мы знаем, как в ней выживать!

В общем-то, этих автоматических программ может быть достаточно для того, чтобы прожить всю свою жизнь и дать жизнь своим детям. Народная мудрость о поиске брачного партнёра так и гласит: "хоть за курицу, да с соседней улицы!" - все знакомо, никаких неожиданностей или опасностей, а те, что случаются, нам не в новинку.

Психологические переживания - это слабость?



В современном мире уже все больше тех из нас, кто не желая того, вынужден сталкиваться с не похожими людьми, на тех, кто "не с нашей улицы".

А значит, какие-то наши первоначальные автоматизмы срабатывать не будут и мы в отношениях с людьми будем иногда/или часто эмоционально переживать, страдать и хотеть от этих страданий избавиться.

Такие моменты можно назвать фрустрациями, кризисами, проблемами, или точками выбора; что нам с ними делать?

1. Избегать страданий, защищаться от них.
2. Понять, чем они вызваны, и что с этим можно сделать.

По сути, первый способ - это сохранять свою психическую первоначальную программу в целом без изменений. А это возможно, только в случае воспроизводства вокруг нас людей и реальности, более менее подходящих нашей внутренней психической реальности. Какие-то коррекции неизбежны, но в целом, мы будем бессознательно ожидать, или требовать, от окружающих людей того, что необходимо нам. И мы будем избегать других людей и обстоятельств.

Иными словами, мы будем стараться воспроизводить вокруг себя привычную реальность - каким образом? Мы будем искать тех людей, что впишутся в неё, или требовать от тех, кто рядом, чтобы "они изменились".

Заметим, что в детстве у нас не было выбора - мы должны были адаптироваться к тем, кто рядом. А во взрослом возрасте мы уже сами выбираем сохранять то, что уже имеем, но бессознательно. Мы ведь склонны кивать на утверждение - "наш мозг ленив": ленив? или так безопаснее?

Но те, от кого мы требуем измениться, также, в свою очередь, имеют свою первоначальную программу и видение "реальности". А значит, и они будут требовать от нас соответствия "их реальности".

И что же? - "вечный бой, покой нам только сниться"!?

Второй способ - это продолжение того способа обучения, и постоянного изменения своей психики, который мы начали в детстве - вот тогда наш мозг был менее ленив в поиске наилучших решений для выживания в мире этих непредсказуемых взрослых.

Встречаясь с проблемами и переживаниями, мы пытаемся разобраться, как с ними, так и с тем, что происходит с нами. При этом можно выделить две стороны:

когда и как мы можем изменить реальность,
когда и как мы можем изменить своё отношение к ней.


У специалистов существует такой термин - "тестирование реальности".
Это как раз о нашей способности видеть обстоятельства и других людей такими, какие они есть, и учиться взаимодействовать и с теми и с другими наилучшими из доступных нам способами.

В какой момент мы утрачиваем способность, которой пользовались в раннем детстве?

Жизненный опыт демонстрирует, что, когда мы используем умственные и эмоциональные ресурсы, чтобы пройти через сложности, то выходя из них, мы ощущаем себя уже немного другими: как если бы мы становились опытнее, мудрее, терпимее. Наша жизнь меняется соответственно нашим внутренним изменениям. А значит, мы готовы к другим, иногда более сложным испытаниям (читай: переживаниям).

Получается, что второй способ - это продолжение собственной эволюции, собственного обучения и развития, начатый в детстве, в первоначальном социальном окружении.

В целом, этот процесс проходит (если не останавливается) бессознательно. Психоанализ делает его осознанным, психоаналитическая работа ускоряет процесс изменения наших первоначальных программ психики, и у нас появляется гораздо больше возможностей в жизни. Но сам процесс анализа имеет свои технологические особенности и ограничения, а именно: он происходит на эмоциональном уровне. Что это значит?

Почему психоанализ - это не быстро?



Допустим, вы пришли к специалисту, разобраться со своей проблемой. В ее основе лежит то, что ваша существующая программа не была готова к решению этой проблемы. Если вы ожидаете, что специалист предложит вам готовое, "правильное" решение, то нет никакой гарантии, что оно будет для вас лучше того, что есть у вас. Предложенное - это то, что кто-то другой создал для себя и уверен, что подойдёт и вам. Иными словами, специалист хочет "починить" вас или "изменить" - готовы ли вы "починиться"? Чем такая "починка" будет отличаться от советов, которые вы получали в детстве от близких? Какова вероятность того, что советы соответствуют вашей индивидуальности - и, наконец, как вы это поймёте?

Критерием удовлетворенности является наше эмоциональное состояние. Пока мы не "почувствуем", что новый способ "наш", мы будем говорить - "была я у психолога, ничего не помогает. Мне как было плохо, так и осталось".

Чтобы нам перестало "быть плохо", нам необходимо найти свой собственный способ решения проблемы, видения ситуации и себя в ней, тот способ, который примет единственно истинный наш арбитр - мы сами, наше внутреннее Я. А это всегда происходит только на эмоциональном уровне - мы "чувствуем" понимание, а не логически убеждаемся в нем. Наше внутреннее Я - это всегда эмоциональное Я.

Процесс психоанализа - это пространство, в котором наше эмоциональное Я появляется и проявляется, его не просто услышать самому. Именно на этом эмоциональном уровне, любые "правильные" размышления остаются интеллектуальными упражнениями.

Таким образом и происходит развитие психологической внутренней жизни человека, причём на протяжении всей жизни, и по большей части, бессознательно. В периоды жизненных кризисов или неожиданных событий в жизни, когда сложно справиться с эмоциями, мы как бы "просыпаемся" от своих автоматизмов и вынуждены посмотреть на реальность, как она есть.

Но запрос к психологу чаще звучит так - "я хочу избавиться от переживания", как если бы было возможно "развидеть" то, что мы уже заметили, на что уже среагировали, что уже почувствовали.
Когда мы что-то "чувствуем", мы тем самым "осознаём" что-то. Осознаём то, что раньше не замечали, от чего наша психика защищалась: все наши автоматические программы, как армия защитников, или нянек, держали нас подальше от того, что сложно вынести. Но сложно было там и тогда, когда мы были маленькими.

Жизненный опыт, воплощённый в художественных произведениях, описывает такие периоды жизни людей, и способы их преодоления. Нас завораживают истории о том, как в результате жизненных испытаний человек меняется, и как меняется его жизнь. Однако, столкнувшись с собственной проблемой, мы склонны от неё избавиться - не лучшее ли это доказательство того, как действуют защитные силы нашей психики?

Именно наличие защит делает не быстрым процесс поиска новых способов взаимодействия с миром и другими людьми. У нас уже выстроена психика, как завершённая, работающая программа. Чтобы в ней что-то изменить, необходимо

найти то место, где сбой (или "баг") в системе,
создать собственное решение (эмоциональное),
исправить старую программу и протестировать в реальности,
убедиться, что в целом система не нарушена, мы сохраняем свою целостность, как личность.

Я намеренно использую терминологию "айтишников", потому что процесс, действительно, очень похож.

Что мне даст психоанализ?



В процессе психоанализа становится возможным узнать о своих психических автоматизмах, о защитах, которые мы используем бессознательно, чтобы сохранять самоуважение и идентичность.

Существуют две основные причины, которые могут говорить о том, что психоанализ принесёт вам пользу.

1. Проблемы, неприятности, которые повторяются в жизни - с разными людьми, в других обстоятельствах.

2. Если хочется познать то, что самостоятельно познать нельзя - своё бессознательное. Фрейд изначально не считал психоанализ психологией, и в начале прошлого века интерес к психоанализу был у людей, не считавших, что им требуется психологическая помощь. Психоанализ был частью культурной и философской мысли - и с этой позиции способствовал культурному развитию людей.

Как если бы все в жизни неплохо, но есть такие переживания во внутренней жизни, от которых хочется избавиться, но они не отстают, как нечто, что своим присутствием отравляет наше существование. Как запруда в потоке реки, преодолев которую вода продолжит своё движение широко и свободно навстречу океану.

И было одно требование Фрейда, которое осталось неизменным до сих пор - нельзя практиковать психоанализ тому, кто не имел опыта анализа своего бессознательного, кто не испытал на себе, как это работает.

Обращайтесь, если хотите узнать больше о своём бессознательном и о том, как это познание обогатит вашу жизнь, сделает вас устойчивее и увереннее в жизни, удовлетвореннее в отношениях с другими людьми.

Некоторые события в нашей жизни, а также некоторых людей, невозможно понять без знания психоанализа.

Статья
115
Опубликовано: 31 июля 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567