Зейгарник, гештальт и Фрейд - что общего?
"Когда все хорошо – это тоже не хорошо" (автор неизвестен)

Замечали ли вы рекламу, в которой часть текста произносят не четко, а так, что какое-то слово можно понять двояко? Вы думаете, это небрежность? Отнюдь!

И еще: знаете ли вы, что официанты помнят детали неоплаченных заказов, и забывают их после оплаты?

А, возможно, было с вами так, что вы долго не могли забыть условия задачи, с которой не удавалось справиться, а те, что решались легко, почти тут же улетучивались из памяти?

За всем этим стоит одно и то же явление - эффект Зейгарник — заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

И тогда становится понятной "небрежность" в рекламе – мы будем дольше помнить рекламу с нечетко произнесенным словом, так как у нас будет желание понять – какое же слово правильное!? Я бы за такую рекламу больше денег требовала с заказчика!

Получается, что нам для чего-то важно завершить незавершенное, разобраться с задачей, или, по-другому, завершить гештальт.

Если подумать, то мы постоянно это делаем:

Издали узнаем знакомого человека по фигуре или походке.
В неполном изображении достраиваем фигуры.
В другом человеке ищем знакомые и близкие нам черты характера.
В картине ищем сходство с реальностью.



То есть, мы ищем в реальности то, что уже есть в нашей памяти на основе нашего опыта. Как будто, встречая знакомые черты и образы в этом мире, мы успокаиваемся – да, все знакомо, ничего неожиданного или страшного в нем нет.

И вот мы встречаемся с чем-то, как-будто знакомым, но не совсем или не полностью:

Что-то изменилось в фигуре или походке.
В неполном изображении не узнать знакомой фигуры.
Не можем понять характер другого человека.
В картине нарушены законы геометрии или перспективы
Это не может нас не зацепить – озадачить, разозлить, удивить и… застрять в памяти.

Нам захочется узнать, что не так, что мы не можем разгадать в человеке или картинах Пикассо или Дали? Встреча с чем-то непривычным, разрушающим знакомые правила, заставляет нас задумываться.

А когда мы задумываемся и задаем вопросы – тут-то и начинается наше развитие.

С одной стороны, мозг – ленив, когда ищет привычное, но, с другой стороны, он не может успокоиться, пока не решит задачу – то есть не переведет непонятное в категорию понятного и привычного.

По Зейгарник – найти решение.
По гештальт-психологии – завершить гештальт.
По Фрейду – дать бессознательному выход, т.е. сделать бессознательное сознательным.

По Зейгарник – найденное решение – это победа, успех! Кстати, более амбициозные люди забывают решенные задачи быстрее, согласно исследованию.

Гештальт - незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и "переиграть" ее. Поэтому человек будет размышлять над проблемой, пока не найдет для нее решения.

Фрейд – вытесненная из сознания, "забытая" неразрешенная ситуация будет возвращаться в нашу жизнь снова и снова, в других декорациях, с другими людьми – так действует наше бессознательное до тех пор, пока мы не осмелимся встретиться с ней лицом к лицу и разрешить внутренний конфликт.

И тогда что? Победа?

Да нет, просто следующая задача)

Требуется ли найти истину в последней инстанции, чтобы успокоить мозг? Не обязательно. Иногда нам достаточно выстроить в своем сознании свое личное, индивидуальное доказательство или решение, которое бы нас устроило в данный момент жизни, здесь и сейчас.

А если наше решение оказалось не верным, или не окончательным, то наше бессознательное подождет, пока мы повзрослеем, наберемся сил и знаний, и опять напомнит о нерешенной задаче. Главное – понять, в чем она состоит?

Если книга, картина или фильм нам понятны, то что они нам дают? А вот если в произведении искусства есть недосказанность, mistake или загадка для нас, тогда мы и включаемся эмоционально и интеллектуально в их разрешение, а значит растем и развиваемся.
Статья
498
Опубликовано: 1 июня 2020
Комментарии
© Personal Invites, 2019