Учиться поздно?
Принято считать, что с возрастом снижаются способности к обучению. Так ли это? Давайте, вместе подумаем над этим!

Кеттелл (R. Cattell) ввел понятие ТЕКУЧЕГО и КРИСТАЛЛИЗОВАННОГО интеллекта.

ТЕКУЧИЙ интеллект – это наши способности, с помощью которых мы воспринимаем и запоминаем что-то новое безотносительно конкретных условий.

Мы называем эти знания теоретическими, то есть, как в учебниках.
Нам еще предстоит научиться применять полученные знания на практике, а в этом уже участвует наш кристаллизованный интеллект.

КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ интеллект – это способность интегрировать полученные знания в опыт. То есть, в конкретных условиях человек применяет полученные знания и как бы проверяет их – работает или нет, правда или нет?


Разницу хорошо видно еще в ВУЗе, когда, например, человек с опытом работы в реальном бизнесе приходит преподавать студентам. Студентам трудно сдать экзамен такому преподавателю: он может разрешить пользоваться любыми учебниками, интернетом или библиотекой, но студентам все равно сложно понять, что от них требуется, ведь у них еще нет опыта применения своих знаний.

И в этом состоит проблема молодого специалиста: теоретические знания – это одно, а их применение в реальных жизненных условиях – другое. Но так или иначе, мы все с этим справляемся! Кто будет спорить с тем, что человек, имеющий и теоретические знания, и практические, это настоящий профессионал своего дела?

И вот появляются ученые, которые хотят такому "профи" сказать, что текучий интеллект снижается с возрастом!? Не правда, ли здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд?

Что происходит, когда такой профессионал начинает учиться чему-то новому? В чем особенность обучения взрослого человека?

1) Каждое новое знание в нашем уме сталкивается с предыдущим, уже проверенным на практике, освоенным и принятым.

Вы думаете, мы с радостью примем на веру новое знание? Как бы не так! Мы – (или наш мозг?) - его прогоним через строй уже сложившихся знаний и имеющихся связей, и не будем принимать его чисто теоретически и сразу. Поэтому нам требуется дополнительное время по сравнению с молодежью, у которых такого опыта нет.

2) Проверка пригодности нового знания может потребовать также очистки от предыдущих устарелых знаний.

Но этот процесс чистки также не сдастся без боя и, возможно, потребует дополнительной проверки не только прошлого опыта, но и нового. А это также требует дополнительного времени.

Таким образом, необходимость фильтрации знаний на входе требует времени, а значит, дает "фору" молодежи.

Те, кто знаком с программированием, сразу увидят аналогию: одно дело, когда надо написать программу "с нуля", и совсем другое, когда надо внести изменение в уже отлаженную, работающую программу, с накопленными базами данных. Такое изменение программы уже не просто встроят в отдельное звено, а протестируют всю систему целиком, чтобы она продолжала работать без сбоев, чтобы накопленные данные не потерялись, а новые попадали туда, куда надо.

Когда ваш банк сообщает, что банкоматы не работают несколько часов, то именно это и происходит с программным обеспечением всего банка по всем филиалам, разбросанным по стране или миру – идет тестирование всей системы.

Итак, с возрастом мы медленнее принимаем новые знания не потому, что наше восприятие или память работают медленнее, а потому, что нам надо выполнить гораздо больше работы.

Значит ли это, что мы априори проигрываем молодёжи? Совсем не обязательно.

Например, вы заканчиваете свой второй ВУЗ вместе с юношей или девушкой 23-х лет и одновременно начинаете работать. И вот здесь вы как раз и отыграете ту "фору", которую дали им на этапе получения новых знаний: вы ведь не просто с новыми знаниями вышли, вы уже мысленно применили эти знания на своем прошлом опыте. Вы уже проиграли в своем уме практические ситуации; вы меняли свое отношение к прошлым моментам жизни, рассматривая и оценивая их через призму нового знания.

И вуа-ля! На выходе вы гораздо быстрее входите в практическую деятельность, так как новые знания уже интегрированы в ваш прошлый опыт.

Таким образом, не надо бояться учиться во взрослой жизни! Не верьте в то, что ваши способности снижаются. Они снижаются только тогда, когда вы ими не пользуетесь.

Что вы думаете по этому поводу? Как учитесь или учились вы?

"Ребенок мыслит, потому что помнит, а взрослый помнит, потому что мыслит" Ж. Пиаже
Статья
134
Опубликовано: 11 марта 2020
© Personal Invites, 2019