ЛЕЧИТЬ НЕЛЬЗЯ РАСТИ
"Да я была у психолога, всю свою проблему уже изучила, вдоль
и поперек, а как было плохо, так и осталось..."
(из форума в интернете)



Как лечит врач? Определил симптом – вылечил симптом. Надо ли пациенту знать причину? Не обязательно – если кости срослись правильно, то пациенту нет смысла рассказывать, как это происходит. Но можно ли так лечить людей с психическими проблемами?

Когда-то давно в одной европейской стране жил-был врач и использовал гипноз при лечении больных с психическими проблемами. Гипноз как таблетка: загипнотизировал – и нет симптома. Но оказалось, что этого симптома уже нет, а другой появился. Пришлось согласиться, что причину надо все-таки искать и пациенту ее предъявлять.

Долго-ли, коротко-ли, но научился наш врач-ученый находить причины психических проблем: пациент рассказывает-рассказывает о своей жизни, а врач раз, и вставит свое слово – вот, мол, смотри, что случилось; ведь вот тогда и появился твой симптом. Пациент говорит: "Ах! Как же это верно! Я бы без вас ни за что не догадался! Спасибо, доктор, век буду помнить!"

Но через месяц приходит опять: "Доктор, а что же с симптомом-то делать? Не проходит…"
И понял наш врач-ученый, что путь выздоровления не близок. Вы еще не догадались, как его звали?

Зигмунд Фрейд. Создатель психоанализа не относил этот метод к психологии, и через сто с лишним лет, опираясь на работы многих талантливых последователей, мы тоже можем посмотреть на этот метод, как метод психологического взросления и развития человека.

У каждого из нас есть хронологический, биологический и психологический возраст – все они не совпадают по времени, взросление в каждом возрасте и человеке происходит неравномерно. В одном классе дети отличаются друг от друга по физиологическим данным – одни младше, другие старше; по интеллекту можно заметить – одни раньше решают сложные задачи, а другие позже. А от того, что мы не видим психику, не значит, что с ней не то же самое – она тоже разного возраста у сверстников.

Человек рождается в "культурной колыбельке" - от того, в каком окружении рос младенец, зависит как будет развиваться его психика. Влияют и дальнейшие социальные и культурные условия во время учебы и работы. Но останавливается ли рост психики с окончанием школы, с наступлением биологической взрослости и останавливается ли вообще, или этот процесс бесконечен?

Болезненный симптом или проблема становятся препятствием на пути психологического взросления и дальнейшего развития. Но без их преодоления это самое взросление и развитие и невозможно.

"Включаясь в решение своих задач, личность вычерпывает новое содержание…и…воздействует на себя" (Л.И. Анцыферова)

Вычерпывает – значит, создает свое новое содержание, опираясь на свои собственные ресурсы, уже готовые к осознанию и использованию.
Включаясь – значит чувствуя, проживая эмоционально. Чем отличается решение психической задачи от любой интеллектуальной - не тем ли, как раз, что в ней всегда присутствуют эмоции? Но мы в 21 веке почему-то считаем, что эмоции не развиваются, и задвигаем их подальше, в пещерный век.

Будет ли полноценным развитие только интеллектуальных способностей без развития эмоциональных? Если признаем, что нет, то где мы можем научиться решать свои эмоциональные задачи - где еще, кроме психоанализа.

Психоанализ – это способ познания себя. И если мы способны научиться решению интеллектуальных задач, то способны и научиться познавать себя. Это, прежде всего, индивидуальная, можно сказать, ювелирная работа по осознанию того, как работает моя психика, какие проблемы или задачи о созревании каких моих ресурсов хотят мне поведать, и как я могу их использовать в своей дальнейшей жизни.

"Человек умирает прежде, чем успевает полностью родиться" Э.Фромм
Статья
389
Опубликовано: 11 января 2020
Комментарии
© Personal Invites, 2019