Эмоции и чувства - одно и то же?
Эмоции и чувства – это одно и то же или между ними есть разница?

Мы часто говорим "я чувствую", подразумевая и то, и другое. А между тем, к понятию эмоция лучше подходит глагол "ощущаю".

Возможно ли осознавать свои чувства в тот самый момент, когда мы ощущаем сильную эмоцию?



Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянии.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянии.
С.А. Есенин

Такие базовые эмоции, как печаль, удивление, радость, отвращение, страх - мы не только сами ощущаем через тело, но и – посмотрите на картинки - мы не ошибемся в прочтении языка тела другого человека. Ощущаем эмоции мы в теле посредством лимбической системы. Лимбическая система – это та часть мозга, которая роднит человека со всеми млекопитающими.

Давайте, посмотрим на некоторые из ее функций:

• ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ, что позволяет различать "свои-чужие", а значит, развивать систему общения.
• Реагирование на ТОНЫ ЗВУКОВ И ГОЛОСОВ: опасные-безопасные; главный-подчиненный.
• Реагирование на СХОДСТВО – создание группы/семьи из себе подобных, принадлежность группе.
• Поддержание определенных привычек поведения на основе памяти – зона комфорта, заведенный порядок, ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
• Реагирование на ЗАЩИТУ своей зоны и группы.
• Ассоциированность – признание только настоящего времени, "ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС", то есть эмоция поддерживает действие, нападение или бегство, радость или страдание. Исчезает причина – исчезает соответствующая этой причине эмоция.
Владельцы домашних животных найдут все эти функции у своих любимцев. И это об эмоциях.

А ЧУВСТВА? Ими управляет кора головного мозга, или НЕОКОРТЕКС. Это самая сложная система, нейронные связи которой обеспечивают способность конструировать и реконструировать образы, позволяют визуализировать, представлять будущее или прошлое – то есть, мы имеем способность к воображению.
В отличие от животных, мы способны вспомнить прошлую ситуацию, которая была "там и тогда" и испытать "здесь и сейчас" ту эмоцию, которую испытывали тогда. И также мы можем представить себе будущую возможную ситуацию и ощутить "здесь и сейчас" эмоцию, которая будет соответствовать воображаемой ситуации "там и тогда".

Таким образом, ЭМОЦИИ – это то, что мы ОЩУЩАЕМ через тело посредством лимбической системы, а ЧУВСТВА – это то, что мы ДУМАЕМ посредством неокортекса об эмоциях, о своих эмоционально наполненных действиях, как прошлых, так и настоящих, и будущих.

Мы способны быть диссоциированными от своих эмоций, способны посмотреть на них со стороны. Например, я в данный момент вспоминаю, как я утром на кого-то накричала: я представляю себя ту, утреннюю, с ощущением эмоции злости, а в момент воспоминания "здесь и сейчас" я ощущаю печаль и стыд за то, прошлое поведение. Моя связь с телом через эмоции утром была одна - злость, а в момент воспоминания другая - стыд.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЭМОЦИИ:

• Аффекты
• Собственно, эмоции
• Настроения

Первичная, ориентировочная реакция
Связаны с биологическими процессами
Часто бессознательны

Лимбическая система
Проявляются "здесь и сейчас".

ЧУВСТВА:

• Нравственные, или моральные
• Интеллектуальные
• Эстетические

Предметны и конкретны, ранее обдуманы
Связаны с социальной сферой, культурной средой
Максимально представлены в сознании

Кора больших полушарий (Неокортекс)
Устойчивое отношение
Одно устойчивое чувство может проявляться разными эмоциями, в зависимости от ситуации: от радости до гнева.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сила проявления эмоций зависит от темперамента, а сила и стабильность чувств от нашей способности к мышлению и рефлексии. Связь между лимбической системой и неокортексом существует, но механизм пока еще не изучен до конца. Хирург даже может оперировать неокортекс без наркоза. И если учесть, что, по исследованиям ученых, эволюция неокортекса составляет не более 3 млн. лет, а лимбической системы 50 млн. лет, то мы, вероятно, находимся в самом разгаре создания таких связей. Поэтому мы часто смешиваем понятия эмоции и чувства.

Наши эмоции могут запускать эмоционально окрашенные мысли в неокортексе, но и наши мысли могут повлиять на эмоции, и их ощущение в теле.

"Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения". Л.С.Выготский

А если эмоции так важны, то зачем их контролировать? И возможно ли их контролировать?

Самое лучшее, на что мы способны на данном этапе эволюции – это научиться распознавать свои эмоции, так как они, будучи ориентировочной реакцией, срабатывают мгновенно и независимо от наших желаний. Срабатывают так, как будто это наша охранная система, успешно помогающая нам выживать в группах в течение последних 50 млн. лет эволюции. Зачем же ее отключать?

А вот УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ ЭМОЦИИ чрезвычайно важно.

• Распознав эмоцию, мы сможем реагировать адекватно "здесь и сейчас" или, если не смогли сразу, то сможем подготовиться к следующему разу, поразмыслив над ситуацией и нашей реакцией на нее.

• Так как эмоция осуществляется посредством лимбической системы, то она сопровождается химическими процессами в теле. Это означает, что каждой эмоции следует пройти весь технологический процесс от начала до конца, не задерживаясь, чтобы не оставлять следов в теле. Например, выброс адреналина при страхе должен быть переработан, чтобы его избыток не влиял отрицательно на обменные процессы. Не переработанная химия от эмоций и есть основа психосоматических заболеваний.

• Будучи бессознательной первичной реакцией, эмоция может нас предупреждать о том, что сознательно мы еще не распознаем, о чем еще не думали и не догадывались. Как часто мы задним числом вспоминаем – "я это почувствовала сразу, но не придала значения", хотя правильнее было бы сказать "ощутила" в теле, но не "почувствовала", то есть не подумала в сознании.

Какова же РОЛЬ НЕОКОРТЕКСА?

Если эмоция проявляется всегда "здесь и сейчас", то что можно сказать о чувствах:

• Чувства – это ПЕРЕРАБОТАННЫЕ В СОЗНАНИИ ПЕРВИЧНЫЕ ЭМОЦИИ; по сути это выбор тех эмоций, которые мы хотим в себе культивировать.

• Чувства отражают нашу способность РАСПОЗНАВАТЬ эмоции, понимать их природу и ДЕЛАТЬ ВЫБОР в пользу необходимой и желаемой реакции.

• Возможность чувствовать помогает нам принять тот факт, что мы можем спонтанно эмоционально реагировать в разрез с нашими устойчивыми чувствами. Но мы также способны это ПРИНИМАТЬ и в других, и говорить об этом друг с другом.

• Наше КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ и накопление опыта эмоциональных переживаний способствует развитию чувств в сторону ПОНИМАНИЯ возможных ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ как со своей стороны, так и со стороны других.

Тема развития ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, как способности распознавать чувства и эмоции, как свои, так и других людей, умения использовать эти знания для своего мышления и действия, стала особенно популярной, начиная со второй половины прошлого века, как инструмент развития человека и его успешного функционирования как в социальной среде, так и в личной жизни. Но, к сожалению, часто эта тема сводится к необходимости контролировать свои эмоции, а не учиться их распознавать и использовать.

"Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно." Аристотель

---------------------------------------------------------------------------------------------------

И в заключение небольшое упражнение для того, чтобы самостоятельно подумать над прошедшей эмоцией, переработать ее, отрефлексировать, то есть понять, почему она возникла и о чем хотела вам сказать.

Например, вы чувствуете себя плохо после проявленной вами эмоции, например, злости или гнева. Сначала выясняем свое скрытое намерение, отвечая себе на вопросы:

1) я вчера в сердцах сказала, сделала (что?) _____________

2) это потому, что моим намерением в этот момент было (показать, доказать, объяснить; вызвать чувство и т.д.) ___________

3) если бы это достигло своей цели, то я бы в тот момент (получила, почувствовала и т.д.) ___

4) а в отдаленной перспективе это бы мне дало ______

5) и тогда бы я (была, сделала, чувствовала) _________

Разобравшись с намерениями, выясняем возможности, отвечая на вопросы:

а) возможно ли это получить от этого человека?

б) могу ли я получить то же самое по-другому? От других?

За каждой эмоцией прячется намерение, которое не всегда осознается. Как только мы докапываемся до него, то эмоция отпускает или снижает свой заряд. Эмоции в теле, они болят, пока мозг не найдёт ответ.
Статья
252
Опубликовано: 17 декабря 2021
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567