Примеры интерпретации символики сновидений в аналитической психологии Юнга
Решиться и прийти на первую консультацию к психологу бывает нелегко. Но бессознательное в сновидениях о чём-то сигнализирует, что вызывает беспокойство и тревогу. Поэтому некоторые мои клиенты вначале обращаются за интерпретацией сновидений индивидуально или подключаются к сновидческой группе. В таких "облегченных" форматах можно разобрать различные интерпретации сновидений, самостоятельно связать их с реальными событиями, не раскрывая свои переживания. Это первый шаг к установлению доверия со мной, за которым, в случае необходимости, последует консультация.

Символика сновидений, несмотря на общие образы, все же существенно зависит от контекста и реальных событий вокруг сновидца. К.Г.Юнг неизменно подчеркивал, что любые, даже типовые и повторяющиеся сюжеты следует обязательно рассматривать в контексте конкретного сна, а не как некие ключи к разгадке с раз и навсегда заданным значением.


Рассмотрим примеры довольно часто встречающихся сюжетов снов, в которых сновидец спасается от преследования со стороны разбойников, монстров, разъяренных животных, привидений или полиции, и варианты их интерпретаций с учетом контекста реальных событий.

1) Преследование со стороны образа Анимы (для женщины).
В книге К.Г. Юнга "Отношения между Я (Эго) и бессознательным" приводится пример юной пациентки, проявлявшей крайне сентиментальную привязанность к матери, которая всегда видела ее в зловещих снах. Там мать появлялась в облике ведьмы, призрака или преследующего сновидицу демона. Как отметил К.Г.Юнг, мать избаловала пациентку выше всякого оправдания и настолько ослепила нежностью, что дочь не могла сознательно разглядеть пагубного материнского влияния. Отсюда и компенсирующая критика, осуществленная бессознательным.

2) Преследование со стороны образа Анимуса (для женщины).
В книге "Человек и его символы" К.Г. Юнг описывает сон женщины, которой приснилось, что ее преследует разъяренный бык. Сначала она пыталась убежать, но поняла, что это бесполезно. Она упала, и бык оказался над ней. Она знала, что может спастись, только если споет быку, и, когда она дрожащим голосом напела какую-то мелодию, бык успокоился и стал лизать ей руку. В реальности сновидица испытывала страх инцеста, вполне реального, по ее мнению, из-за чересчур сильной привязанности к ней отца после смерти его жены. Широкое толкование сновидения показало, что теперь она может научиться относиться к мужчинам, опираясь на свою осознанную индивидуальность, с позиции уверенной в себе женщины - и не только в том, что касается секса, но и эротики в широком смысле.

3) Преследование со стороны разъяренных зверей
В книге К.Г.Юнга "Психология и алхимия" описывается довольно содержательный сон женщины, которую преследуют обезьяноподобные люди зловещей внешности. Сновидица не вступает с ними в борьбу, а начинает взаимодействовать через танец и в итоге получает сверхъестественную целительную силу. В реальности выясняется, что в течение многих лет семейной жизни и воспитания детей эта женщина вынужденно забросила свой творческий дар, благодаря которому она в свое время достигла как писательница пусть неширокого, но реального признания. В то время, когда ей приснился этот сон, она как раз пыталась заставить себя вернуться к творчеству, нещадно критикуя себя одновременно с этим за то, что могла бы быть лучшей женой, подругой и матерью.
Войти в контакт с человеком-обезьяной и очеловечить его, развивая в нем все самое лучшее, означало для нее, прежде всего, необходимость смириться с непредсказуемостью своего естественного творческого духа. Пойдя на это, она могла бы обрубить свои сложившиеся связи и научиться писать в новом стиле, более подходящем для второй части ее жизни.

В целом, К.Г. Юнг отмечает, что подобного рода сюжеты почти всегда указывают на оторванность инстинкта от сознания и на необходимость (или старание) ликвидировать этот разрыв, подключив инстинкты к общей работе. Чем опаснее поведение животного во сне, тем глубже в подсознании первобытно-инстинктивная часть души сновидца и тем насущнее ее осознание и включение в жизнь, чтобы не допустить непоправимых неприятностей.

4) Вариант нетипичного сна с преследованием из моей практики

Мужчине снится инвалид, который просит милостыню. Сновидец отвечает, что нет наличных, но инвалид предлагает платеж по карте. Сновидец протягивает телефон для оплаты, инвалид к нему прикладывает палец и при этом говорит "Козел". Сновидец успевает отдернуть телефон и оплата не проходит. Инвалид начинает ругаться и с толпой своих дружков преследует сновидца и читает ему морали.
В рамках интерпретации прорабатывались вопросы отказа от признания некой внутренней части себя (которую сновидец считает ущербной), а также нежелания обмена с ней энергией (деньгами).
В реальности выяснилось, что у сновидца есть чувство вины из-за неудавшегося первого брака, в котором имеется дочь. При этом бывшая жена часто манипулирует на тему денег.

Конечно, сюжеты и символы в сновидениях предполагают анализ реального контекста и ассоциативного ряда сновидца, но можно выделить и некоторые глубинные моменты, для которых существует - если можно так выразиться о символах - определенный алхимический смысл. Возьмем, к примеру, зеленый цвет.

В книге К.Г.Юнга "Воспоминания. Сновидения. Размышления" содержится следующее описание его собственного сна:


Во сне я очутился на этом лугу и внезапно увидел темную прямоугольную, выложенную изнутри камнями яму. Никогда прежде я не видел ничего подобного. Подбежав, я с любопытством заглянул вниз и увидел каменные ступени. В страхе и дрожа от страха я все же туда спустился. В самом низу, за зеленым занавесом, находился вход с круглой аркой. Занавес был большой и тяжелый, ручной работы, похожий на парчовый и выглядевший очень богато. Яма на лугу - это могила, сама же могила - подземный храм, чей зеленый занавес символизировал луг, другими словами, тайну земли с ее зеленым травяным покровом.

Там же упомянуто еще одно сновидение:


Однажды ночью я проснулся и увидел в изножье кровати ярко светившееся распятие; не совсем обычного размера, но очень отчетливое, причем тело Христа казалось как бы отлитым из зеленоватого золота.


В результате Юнг К.Г. формулирует значение для рассмотренной символики: зеленое золото - это созидательное начало, которое алхимики обнаружили не только в человеке, но и в неорганической природе. Для них оно олицетворяло "anima mundi" - "мировую душу" или "filius macrocosmi" - антропоса, сотворившего весь мир. Этот дух присутствует даже в неживой материи, в металлах и камнях.


Краткое упоминание о бессознательном символизме зеленого цвета мы найдем у К.Г.Юнга в "Aion":


"Мифологические" аспекты присутствуют всегда, даже если они бессознательны в том или ином конкретном случае. Например, выбирая, в какой цвет - зеленый или белый - покрасить садовую калитку, человек может и не помнить, что зеленый - цвет жизни и надежды; тем не менее, символический аспект "зеленого" присутствует в качестве бессознательного svus - entendu (Подразумеваемое (фр.)).

В "Mysterium Coniunctionis" К.Г.Юнга содержится наиболее полное описание символики зеленого цвета, в том числе в рамках христианской традиции:


В области христианской психологии зеленый цвет обладает семенным, воспроизводящим качеством, и по этой причине зеленый цвет считается атрибутом Святого Духа как творящего принципа.
Зеленый — это цвет Святого Духа, жизни, воспроизводства и воскресения.
Это алхимическая benedicta viriditas, благословенная зелень, означающая, с одной стороны, "проказу металлов" {verdigris), но, с другой стороны, — тайную имманентность божественного духа жизни во всех вещах. "О, благословенная зелень, которая порождает все вещи!" — восклицает автор Rosarium. … Все вещи называются зелеными, поскольку быть зеленым значит расти... Стало быть, эта способность к воспроизводству и сохранению вещей может быть названа Душой Мира".

Помимо описанных источников меня заинтересовала работа К.Г.Юнга "Психологический комментарий к "Бардо Тходол", где интересным образом интерпретируется зеленый цвет как символ одного из видов мудрости:


Божества организованы в мандалы (окружности), поделенные крестом на четыре цвета. Эти цвета соотносятся с четырьмя формами мудрости:
Белый = световой тропе зерцалоподобной мудрости.
Желтый = световой тропе мудрости тождества.
Красный = световой тропе разделяющей мудрости.
Зеленый = световой тропе всеформирующей мудрости.

Таким образом, зеленый цвет, одновременно является свидетельством начала роста, изменений, созидания и образования чего-то нового, как будто бы трансцендентальная функция, которая соединяет кислород и металл и образует окислы. Также сюда можно добавить такие значения, как: жизнь, надежда, творящий принцип, воспроизводство и воскресение.


У Э.Эдингера в "Анатомии души" описывается следующий сон клиентки:


Женщина готовит таинственное вещество в прямоугольном контейнере. Она приоткрывает его немного и говорит: "Готово". Это странная субстанция. Верхняя часть превратилось в зеленое желе, очевидно, сделанное из фруктов. Нижний слой представляет собой темную жидкость. Я съела кусочек зеленого желе, он был безвкусный. Человек в черном костюме вошел в комнату. Он подошел прямо к контейнеру, заполнил восемь банок желе и вышел с ними. Он походил на странного посыльного. В нем было что-то жуткое.


В рамках своей интерпретации Э.Эдингер указывает на то, что этот сон отражает переломный процесс в развития Эго. Его образы напоминают о вкушении запретного плода в райском саду, главным образом, это касается желе из фруктов и человека в черном костюме, который ассоциируется с дьяволом.

Приведу примеры (части сновидений) из моей практики, где было явное указание на зеленый цвет и его значимость для интерпретации сна.

1 сон (женщина, 28 лет):
У меня свадьба, регистрация назначена на 11.40. Время уже 10ч, а у меня до сих пор нет платья…Я выбираю другое какое-то платье болотного цвета только потому, что хорошая ткань, оно не свадебное, ну и пусть.
Цвет болотный, скорее он холодный зеленый. Часто любой зеленый цвет называю болотный, потому, что это про лягушку, которая сидит рядом с лотосом со стрелой (царевна лягушка). Мне подходит зеленый цвет, он спокойный. но ассоциируется иногда с болотом, меня в детстве дразнили лягушкой, потому, что у меня была зимняя зеленая шубка.

Мной была дана интерпретация данной части сна, что зеленый цвет и ткань выбранного платья характеризуют, что в настоящее время сновидица приблизилась к своей внутренней (детской и забытой) природе и находится на этапе обновления и возрождения, после чего будет гораздо ближе к истинной "Я".
Сновидица подтвердила, что в реальности находится в процессе развода и выстраивает для себя новые смыслы существования, устанавливает новый порядок проживания на своей территории.

2 сон (мужчина, 35 лет):
Чернокожая беременная женщина с шарообразной прической в зеленом обтягивающем длинном платье протягивает мне зеленую 1000 рублевую купюру как бы в оплату произошедшего ранее секса.

Темнокожая женщина представляет собой теневой аспект Анимы, который вступает во взаимодействие со сновидцем. При этом зеленое облачение и зеленые деньги означают возрождение, начало созидательного взаимодействия, плодотворность которого вполне очевидно обозначена беременностью героини сна.

Сновидец пояснил, что в действительности находится на новом этапе выстраивания личных отношений, более глубоких, чем были ранее.

Подводя итог, символика зеленого цвета имеет важное значение для бессознательного, а в терминах описания алхимического процесса может свидетельствовать о переходе на новый этап, созидании и формировании чего-то принципиально нового.

В целом, именно сновидения зачастую подталкивают клиентов обратить внимание на собственный неизвестный внутренний мир. Сны как послания бессознательного позволяют начать изучать себя, свои мотивы и устремления, пока что скрытые от сознания.
Хэштеги:  
Статья
182
Опубликовано: 3 мая 2021
© Personal Invites, 2019