Top.Mail.Ru
Численное и содержательное значение календаря для психического (на примере февраля)
В последнее время можно заметить, что календарь используется, в основном, в качестве альтернативного источника информации для оценки правдоподобности актуального прогноза погоды. То есть это можно было бы назвать численной функцией календаря: сколько дней до пятницы, до отпуска, до Нового года, до майских и т. п. О таком же сужении смысла календаря можно говорить и при назначении современных календарных праздников: в основном, они имеют значимость на уровне конкретных личностей, событий или организаций. Возможно ли рассмотреть календарь шире, насколько он может быть содержательным и значимым для нашей психики, если обратиться к некоторым ранним источникам.

Юнг К.Г. обратил внимание на концепт Unus Mundus (единство Бытия), имея в виду то, что могло бы лежать в основе дуализма психики и материи. При этом целостный взгляд на свое присутствие в реальном мире, учитывающее совокупность взаимоотношений по этому поводу, мог бы охватывать помимо, собственно, индивидуального, также:

коллективное (принадлежность к семейному, родовому, культурному),

инстинктивное (принадлежность к царству животных),

биологическое (принадлежность к биоте или домену эукариотов),

материальное (принадлежность к материальному, включая минералы и неживой природе вообще).

Но как можно обсуждать эти взаимоотношения и не увязнуть в спорных моментах, начиная от культурных комплексов и заканчивая влиянием на психику неживой природы, где велик соблазн окунуться в эзотерику?

Считаю, что, по крайней мере, в отношении коллективного, инстинктивного и, возможно, биологического, мы могли бы воспользоваться календарем мировых религий, у которых накопился многотысячелетний опыт наблюдения за окружающим миром.

Почему стоит взять несколько календарей?

Как раз для того, чтобы избежать возможного влияния собственных культурных комплексов, или это еще можно назвать "мистическим отождествлением" со своим коллективным, о котором упоминал К.Г.Юнг.

Более подробно об этом написала Рут Бенедикт:

"Материальные последствия распространения культуры белого человека по всему миру не идут ни в какое сравнение с последствиями психологическими. Оно оградило нас, как никого ранее, от необходимости всерьез воспринимать цивилизации иных народов. Оно придало нашей культуре монолитную универсальность, в которой мы уже давно видим не исторически сложившиеся обстоятельства, а нечто непреложное и неизбежное. Зависимость нашей цивилизации от экономической конкуренции мы трактуем как доказательство того, что она есть первостепенная движущая сила человеческой природы. А поведение маленьких детей, сложившееся в рамках нашей цивилизации и регистрируемое в наших детских поликлиниках, мы называем психологией ребенка, то есть такова норма поведения человеческого "детеныша". И неважно, идет ли речь о наших нравственных ценностях или устройстве семьи. Мы отстаиваем убеждение, что неизбежны привычные именно нам устремления, и норовим отождествить нашу манеру поведения с поведением как таковым, наш общественный уклад — с природой человека. Данный тезис занял центральное место в образе мышления и фактическом поведении современного человека, однако корни его уходят в глубокое прошлое, туда, где произошло самое первое, судя по повсеместному его присутствию в примитивных обществах, разделение людей на "своих" и "чужих"" (Р.Бенедикт, "Модели культуры", 1934).

В различных традициях в феврале отмечаются следующие важнейшие даты:

6 февраля

Ночь Мирадж в мусульманской традиции: Ночь Вознесения Пророка Мухаммада (установление молитвенного правила в мусульманской традиции как очистительного ритуала).

09 февраля

Ритуал очищения (Дугжууба) в буддистской традиции.

10 февраля

Тибетский Новый год (Лосар)

Буддистский Новый год (Сагаалган), празднование которых связано с ритуалами очищения и приветствия нового.

24 февраля

Ночь Бараат в мусульманской традиции: непричастность, полное отделение, в эту ночь грешники отделяются (отлучаются) от Рая, а праведники — от пламени Ада.

День Сангхи (праздник, посвященный братству буддийского монашества и тем, кто хранит соответствующие традиции Виная).

Шани Амавасья в индийской традиции (один из 3 дней в 2024 году, наиболее благоприятных для очищения с помощью различных практик).

Очевидно, что в рассмотренных традициях в феврале основной идеей является очищение, подготовка к новому, отделение грешного от праведного. Еще более подробное прояснение значения "очищения" мы можем найти в христианской традиции, в которой в феврале отмечается Сретение Господне (15 февраля в православии и 2 февраля в католичестве). Буквальное толкование Сретения как встречи младенца Иисуса с Симеоном дает мало информации. Но уточнение истоков этой традиции открывает серьезное содержание: первенца предъявляют Господу вместе с жертвой по завету Господа Моисею во время исхода из Египта: "ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю" (Исход 13:15).

Таким образом, можно говорить о том, что в рассмотренных традициях уже несколько тысяч лет текущий период (в нашем летоисчислении - февраль) рассматривается как время для очищения, в результате которого предстоит сделать личный выбор, что есть праведное, а что — нет, а также подкрепить этот выбор символической жертвой, обеспечивающей выкуп своего выбора.

Возникали ли у Вас в последнее время возможности избавиться от чего-то явно чуждого, реализовали ли Вы эти возможности, подкрепили ли Вы их усилиями настолько, чтобы этого было достаточно для их "выкупа"?
Статья
61
Опубликовано: 26 марта 2024
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567