Психологическое консультирование или психоанализ. Некоторые аспекты работы с детьми и детскими травмами.

Ритм современной жизни, как правило, не оставляет времени на глубокие размышления: когда возникает проблема – для нее есть известные варианты "решения", выбираем подходящее по цене/качеству и "поехали". Между тем, в сфере человеческой души такой подход может привести к многократному повторению "пройденного" и отсутствию удовлетворения, а как следствие – к утрате веры в возможные изменения к лучшему. Предложу альтернативный взгляд на, казалось бы, очевидные процессы.

1. Хочу так, как я хочу!

Клиенты, как правило, обращаются к психологам в трудной жизненной ситуации, когда требуется ответ на беспокоящий вопрос. Порой, достаточно посмотреть на происходящее под другим углом, увидеть альтернативы и иные перспективы, проанализировать критичность препятствий, изучить цели и задачи различных участников проблемной ситуации, и становится понятно, как целесообразно поступить. Подобные вопросы обычно разрешимы в рамках консультирования, причем не обязательно психологического. Специалисты в различных областях помогут на экспертном уровне проанализировать ту или иную ситуацию и сформулировать адекватное решение. Но что делать, когда таких ситуаций становится слишком много? Или же когда клиент сам осознает неадекватность происходящего с ним, когда возникает очевидная потребность в системных изменениях: в личных отношениях, в работе, в семье? Подобные вопросы в полной мере можно отнести к работе с детьми и детскими травмами, поскольку для детей все проблемы могут казаться неразрешимыми без посторонней помощи. Те же ситуации, которые не были разрешены в детском возрасте – могут различным образом "отыгрываться" в дальнейшей жизни клиента и вызывать неудовлетворение.
Порой, мы даже не задумываемся, зачем мы что-то делаем. Кажется, что это и так ясно: чтобы заработать больше денег, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, чтобы квартиру/машину/телевизор купить "получше". Но повлияет ли достижение такого результата на наши ощущения и настроение в долгосрочной перспективе? Как отличить истинно "наши" цели от шаблонов социума и культуры? И как понять, какая цель – "правильная"? Игрушка, которую ребенок просит взрослого ему купить, это "правильная" цель? А если эта игрушка - всё, что ребенок когда-либо просил и это будет для него единственный возможный способ общения со сверстниками? А если эта игрушка – двадцатая в дополнение к имеющимся одинаковым девятнадцати, которые разбросаны по всему жилищу?
Подобными вопросами стоит задаваться, чтобы лучше понять неосознаваемые мотивы собственных поступков. Самостоятельно это сделать бывает затруднительно, поскольку мы сами для себя найдем достаточно убедительные доводы и объяснения, которые могут быть описаны словосочетанием "Хочу так, как я хочу". Но при детальном обсуждении с психологом или психоаналитиком такие доводы могут быть признаны несостоятельными самим клиентом. Зачастую это отыгрывание: желание кому-то понравиться или отомстить, получить то, чего не хватало раньше, или что-то другое, никак не связанное с истинными желаниями, а "замещающее" другое чувство.
Для преодоления ребенком психологических трудностей подобные вопросы, целесообразно задать ему самому, а также значимым взрослым, которые, сами того не осознавая, формируют основу поведения ребенка, жизненно зависимого от них, и оттого – ориентирующегося на них бессознательно.

2. Психолог или психоаналитик?

Психологическое консультирование, понимаемое клиентом как обсуждение и анализ мотивов поступков, а также возможных причин и следствий, может дать ответы на многие вопросы и прояснить ряд бессознательных содержаний нашей психики. Вместе с тем, такой анализ и обсуждение возможно только в отношении тех категорий объектов и процессов, которые сформировались у человека в вербальный период, то есть, грубо говоря, когда он научился говорить и оперировать понятиями, о которых идет речь.
Но что делать в ситуациях, когда требуется обращение к периодам жизни, предшествующим рождению человека, в том числе таким как: беременность матери, роды, младенчество? Вряд ли возможно с клиентом обсуждать, что он чувствовал или о чем переживал в эти моменты. Тем не менее, уже на этих этапах происходит формирование основ личности и возможные травмы могут существенно повлиять на дальнейшую жизнь человека. У К.Юнга и О.Ранка описывается формирование важнейших архетипических содержаний в перинатальный период, у С.Грофа это подтверждено на практике и обозначено как "базовые перинатальные матрицы".
Обращение к данным периодам не может быть реализовано в рамках психологического консультирования, требуется психоаналитическая работа с бессознательным материалом, которую проводит психоаналитик. Эффективность такой работы с детьми проиллюстрирована Ф.Дольто, которая на практике показала, в том числе механизм создания и функционирования бессознательного образа тела, что предоставляет широкие возможности для психоаналитической работы с детьми, нуждающимися в психологической реабилитации не меньше, чем в медицинской, вследствие родовых травм, недоношенности и других факторов, оказавших негативное влияние в перинатальный период. С маленькими клиентами в этом случае используют песочницу, рисование, сказкотерапию. Как показал опыт Ф.Дольто, с младенцами также возможна эффективная психоаналитическая работа, когда специалисту удается почувствовать "точку входа".

3. Чувства и ощущения клиента и психоаналитика

В психоаналитической работе с бессознательными содержаниями клиентов материалом могут также становиться чувства и переживания клиента по поводу аналитика, а также возникающие ответные переживания аналитика, возникающие в работе с клиентом. В психоаналитической работе эти понятия обозначаются как "перенос" и "контрперенос".
Аналитик, который проходит личный анализ, способен отличить собственные переживания от того, что "приходит" от клиента. При этом контрпереносные чувства могут содержать как вытесненные желания клиента, как бы его неосознанные внутренние содержания, так и ассоциированные ощущения с клиентом, когда аналитик воспринимает клиента "как будто бы" это он сам. Эффективный анализ подобных состояний требует от аналитика широкого опыта психоаналитической работы, личного анализа, либо собственного практического опыта переживания подобных травматических ситуаций, в которых могли возникать чувства, соотносимые с перинатальными травмами. Отдельного внимания заслуживают ситуации, которые в нашей культуре не принято считать травматичными или требующими помощи, однако, зачастую, именно такие психологические состояния, находящиеся в тени возможного обсуждения с близкими, требуют привлечения специалиста. Так, наряду с поддержкой материнства, также стоит поддержать будущего папу в его переживаниях по поводу предстоящего отцовства, периода беременности и родов жены, а также в послеродовый период, когда внимание смещено в сторону новорожденного.

Для тех, кто заинтересован в самостоятельном изучении вопросов, затронутых в статье, могу рекомендовать литературу, приведенную ниже. Для тех, кому показались актуальными обозначенные темы, приглашаю в индивидуальную аналитическую работу.

Литература:
1. Станислав Гроф "Области человеческого бессознательного".
2. Франсуаза Дольто "Образ тела".
3. Генрих Ракер "Значение и использование контрпереноса".
4. Отто Ранк "Травма рождения и ее значение для психоанализа".
5. Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна".
6. Линда Шиерз Леонард. "Эмоциональная женская травма".
7. Каролина Эльячефф, Натали Эйниш "Дочки-матери".
8. Кларисса Пинкола Эстес. "Бегущая с волками".

Статья
160
Опубликовано: 22 марта 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567