- Что ты чувствуешь? - Ничего, мне нормально....
Большинство из нас наверняка вспомнят моменты в своей жизни, в которые происходило что-то вроде бы незначительное для других, но значимое для нас, как, например, ссора с одноклассником, обидное замечание учителя, пропажа любимой игрушки, или Вы ушиблись, играя на улице со своими друзьями. И вот Вы приходите к своим родителям за утешением, Вам больно, вы плачете или вот-вот заплачете, а в ответ на Вашу беду родитель сообщает что то вроде "чего ты хнычешь, как девчонка, парни не плачут" или "надо было лучше стараться на уроке", "ничего, переживешь", "девочки не бегают как угорелые по улице, вот ты и упала" и т.д. и т.п.

В этот момент происходит несколько параллельных процессов – кроме отрицания значимости случившегося события для ребенка - обесценивания "горя", его переживаний, а также отказа в поддержке и утешении, ребенку дается четкая установка прятать свои эмоции, бороться с ними, контролировать, подавлять, но никак не осознавать и принимать. И потом, на приеме у психолога, такие взрослые уже мальчики и девочки на вопрос – "Что Вы сейчас чувствуете?", отвечают "Нормально", "Ничего", "Мне плохохорошо".

То есть у человека не сформирована способность как ощущать свои эмоции, а также различать их. Но эмоции – это часть биологической способности человека к выживанию, это своеобразные сигналы человеку что сейчас происходит что-то плохое, опасное для организма или что-то приятное, хорошее. Эмоции вызываются веществами в теле – гормонами, которые продуцируются специальными органами нашего тела, а также частью центральной нервной системы - головным мозгом, и этот механизм не зависит от нас.

Дело в том, что мы постоянно испытываем определенные эмоции, практически ежесекундно – вопрос только в интенсивности этих переживаний. Например, страх – одна и базовых эмоций человека, которая, как и гнев, имеет своей целью сохранение организма, "отгораживая" его ото всего что может нарушить его физическую целостность, также имеет градации - от легкой, едва уловимой тревоги до паники. Что происходит с телом во время опасных для него событий? Когда человеку грозит опасность, то тело начинает готовиться к ответной реакции, чтобы попытаться спасти себя – выделяется гормон, вырабатываемый надпочечниками – адреналин, сахар в крови резко повышается – увеличивая запас энергии, еще сужаются кровеносные сосуды, сердце начинает биться быстрее, дыхание учащается – все это происходит для того, чтобы у организма появилась возможность быстро бежать от опасности или напасть на противника. Эта реакция запрограммирована нашим организмом и отрицать ее было бы так же странно, как и то, что все мы рождаемся младенцами, потом взрослеем, потом стареем – это данность.

То есть гормоны есть, реакции тела есть, эмоции есть. Но к чему же тогда приводит отрицание и подавление собственных эмоций – тому, чему некоторые родители так упорно, сами того не зная, учат своих детей? Приводит это к низкому качеству уровня жизни человека – отношений с окружающими, отношений с самим собой, а также к ухудшению здоровья.

Наличие такого хорошо известного явления как психосоматика - это, как правило, наследие такого отрицания и подавления. Тело вынуждено брать на себя удар, оно болеет, пытаясь как бы сбросить эмоциональное напряжение через определенную телесную симптоматику. Диагноза при этом может и не быть – то есть при обследовании выясняется, что человек здоров, что подобные симптомы - например, человеку становится трудно дышать, постоянные боли в ЖКТ, головные боли, кашель, проблемы со слухом, и т.д. – являются способом сброса эмоционального напряжения, который в последствии может привести и к функциональным нарушениям организма – то есть тело будет болеть уже "по-настоящему". Внимательные врачи, не нашедшие у такого больного объективных причин появления подобной симптоматики, отправят пациента к психологу.

Кроме проблем со здоровьем, человек, как правило, испытывает еще ряд проблем – с окружающими и с самим собой, поскольку система сообщений "я – мои эмоции" нарушена, человеку неоткуда получать информацию о том, что же на самом деле ему нравится, а что нет, а что на самом деле хотят донести ему его близкие, как он себя ощущает рядом с ними, что они от него хотят. Получается такая жизнь - насыщенная недовольством, непониманием и автоматизмами – я просто живу и делаю то, что "надо", а кому "надо" и что на самом деле значит это "надо" - человек не знает.

Выходом может быть работа с психологом, который поможет осознать причины происходящего в жизни человека, его психоэмоционального состояния, выявить неэффективные способы взаимодействия с собой и с окружающими его людьми (да-да, с собой, поскольку от взаимоотношений с собой зависит и все остальное), а а также поможет сформировать новые навыки конструктивного решения проблем человека.
Хэштеги:  
Статья
90
Опубликовано: 27 апреля 2020
© Personal Invites, 2019