Эссе на тему "Размышления о теории страха"


Что может быть страшнее самого страха? Почему человек боится? Какие силы управляют этим невиданным чудовищем, от которого ни одному живому не спрятаться? Нет сомнения в том, что страх рожден вместе с первым человеком. Но какие силы заставляют сердце тревожно биться, а руки и ноги холодеть? Можно с уверенностью предположить, что тот – самый первый человек столкнулся с какой-то опасностью и первой его реакцией пережитого столь неприятного была именно опасность. Был ли этот первый страх связан с тем или иным, напугавшим его объектом или страх был рожден вместе с человеком? Думаю, что уже с этого момента можно говорить о страхе биологическом и филогенетическом, ведь, несмотря на эволюцию человека и социальный прогресс, тот самый страх никуда не ушел из человеческой жизни. Можно ли бороться со страхом? Психоанализ, как метод постижения глубинной психологии человека, несомненно, может пролить свет на психические процессы, связанные с возникновением страха, который может быть всепоглощающим, приводить человека к тяжелым психическим проблемам и психопатологиям, приводить к фобиям, страданиям, захватывающим человека часто на всю жизнь.
З. Фрейд, как основатель психоаналитической теории подошел к данной проблеме в рамках метапсихологического описания. Биологический фактор - беспомощность новорожденного, неспособность самостоятельно удовлетворить свои потребности, филогенетический фактор - касается особенности развития либидо у человека и структурный фактор, который связан с дифференциацией психического аппарата, представляющего инстанции: Оно, Я, Сверх-Я. Эти три фактора предстают как прописывание экономической, топической, динамической моделей в подходе к проблеме страха.
Надо сказать, что в сформулированной им первой теории страха, к которой он подошел экономическим путем, основной мыслью стала связь между либидо и страхом. "Страх связан с ограничением и невозможностью сексуального влечения". Некий аффект, связанный с неким представлением, превращается в страх. При этом, представление подлежало вытеснению, но по какой-то причине оказалось не достаточно вытеснено, на основании чего развилось замещающее представление в котором страх и нашел свой объект, играющего роль защиты от проявления влияния бессознательного. Страх превращается в боязнь повторения. Развивается фобия. Но эта первая теория не смогла дать ответы на все вопросы. "Как из либидо возникает страх – неясно. Констатируешь только, что либидо пропадает, а на его месте появляется страх". Переход к метапсихологической теории был неизбежен.
В связи с этим в своей работе "Торможение, симптом и тревога" Фрейд рассматривает неизбежную регрессию либидо при формировании симптома страха, выражающуюся в "реальном обесценивании дотоле исправной генитальной жизни". И в самом деле, примерно 12 лет назад я непосредственно столкнулась симптомами агорафобии у близкого мне человека. Молодой человек 19 лет расстался со своей девушкой, она уехала жить в другую страну. Параллельно, в учебном заведении, где он учился, произошел конфликт с преподавателем, который в силу его "моральных принципов" не мог быть разрешен.
Как минимум два этих аффективных события наложились в один крупный аффект и в один день в транспорте, "набитом" пассажирами ему стало плохо. Вначале появилась тревога, потом страх и паника, сопровождающаяся различными неприятными соматическими симптомами. Симптомы были настолько сильными, что он думал о смерти. Самое ужасное, что в следующий же день у него повторились симптомы при выходе из дома, когда он направлялся к автобусной остановке. Тревога, соматические переживания, страх смерти. В результате чего он стал бояться выходить на улицу. Попробую использовать этот опыт такого близкого столкновения с проявлением тревоги (страха), вылившегося в очень сложную по своему содержанию фобию в анализе не большой части указанного текста Фрейда.
Итак, метапсихологический принцип по Фрейду можно увидеть в "расслоении влечений", а "принуждение к регрессии означает первый успех Я в защитной борьбе с требованиями либидо". Движущей силой защиты он видит комплекс кастрации. Эдипов комплекс выступает тем, от чего защищаются. При этом молодой человек в этом возрасте уже познал все принципы генитальной фазы и полового созревания и Сверх-Я уже диктовало вполне серьезные высоты, стало "особенно строгим и черствым". В этой связи, Я очень старалось быть правильным. В результате высокого катексиса либидо и вынужденной регрессии, Я вступило в противоречия со Сверх-Я, свершился своего рода либидинозный крах и регрессивное падение вплоть до эдипальной стадии развития с прохождением фазы кастрации. Я предполагаю ослабление защитных механизмов Оно и, как следствие, возвращение вытесненных импульсов влечения, к встрече с которыми Я не готово. При этом Я образует симптом или группу симптомов, которые призваны отвлечь само Я от Оно, чтобы не дать проявиться в полной мере вытесненным инфантильным переживаниям и оправдать себя перед Сверх- Я, сказать себе, что не виновато, таким образом создав себе защиту. Симптом связывает страх. Рассуждая по сути приведенного примера, можно предположить, что молодой человек в полной мере испытал страх кастрации при расставании с девушкой и при крушении надежд на продолжение обучения, в связи с "кастрирующим" его педагогом. Образование фобии, гласящей: "Не выходи из дома и все будет хорошо, тебя не кастрируют" мне очень хочется связать с теорией травмы рождения Отто Ранка. Фрейд называл эту теорию прототипом страха, но мы и не надеемся ограничиться только психоанализом в попытке объяснить причину появления страха. Я рискну предположить, что аффективность предшествующего переживания, на которую несомненно повлияло и экзистенциальная сущность молодого человека, темперамент, сформировавшиеся к этому возрасту требования Сверх-Я, высокий импульс влечения, повышенный катексис либидо и страх "крушения надежд", который конечно же отослал его в Оно, к вытесненным но вернувшимся, ввиду нарушения иммунной зашиты "вирусным" аффективным переживанием, было достаточно сильным для того, чтобы ощутить падение ко всем вытесненным в Оно переживаниям неудовольствия. Регрессируя через все стадии инфантильных переживаний, страх усилился с совокупностью соматических ощущений, отсылающих к разрядке напряжения, испытываемого при рождении. Акт рождения предстает прообразом аффекта страха. Признак стесненности дыхания, что было следствием реальной ситуации рождения. Отсюда и место возникновения первого проявления приступа страха – автобус, стесненный внутри множеством пассажиров. Онтогенетическое воспоминание, давно вытесненное, но пробудившееся из бессознательного при ослаблении его защитной системы, пробитой регрессивным катексисом, связанное с нахождением в утробе матери заставило его спрятаться в том доступном ему убежище, которое на тот момент представлялось самым безопасным, ограниченным квартирой. Позволю себе смелость предположить, что в этом месте, когда боязнь повторения симптома заставила его искать безопасное место, он не стал его искать у родителей, а спрятался в ограниченном пространстве, т.к. бессознательное напоминало ему утробу матери, как место, где никакие аффективные переживания его не коснулись. Продолжая анализировать в этом ключе при регрессии к первичным – инфантильным переживаниям, попадая в топику стадий психосексуального развития, как в кино, которое перекручивают назад, происходит сложный процесс наложения аффективных переживаний, связанных с этими стадиями. Человек не может остановиться ни на одной, как безопасной, помня самые ранние переживания, в том числе связанные с утратой груди и не имея времени для принятия иного решения. На этом примере мы видим, как сильнейший страх сопровождает крушение привычной реальности субъекта, распад основ его мира. По выражению Лакана: "страх – единственный аффект, который не обманывает".
Необходимо сказать, что Фрейд считал, что у страха нет объекта, представление вытесняется, а на его месте появляется страх. "То, что проникает в сознание - это, как правило, лишь искаженная замена, либо расплывчатая и смутная как во сне, либо ставшая неузнаваемой, благодаря своему абсурдному облачению". В отличии от него, Лакан утверждал, что у страха всегда есть объект, тот объект, который является причиной желания. Но он связан с эффектом утраты, как и само вхождение человека в мир возможно ценой отбрасывания, вытеснения, отрицания. По Лакану, страх вызывает не нехватка объекта и это не страх утраты чего-либо, страх связан со слишком близким присутствием объекта. Говоря о приведенном случае, в этой связи напрашивается вывод, что страх связан с тем, что в момент "крушения надежд" объект удовольствия, который сулил дальнейшее удовольствие и наслаждение, ускользает и образуется нехватка того, что поддерживало нехватку. Объект утрачен, а это разрушает все достигнутое и пережитое субъектом в стремлении к получению наслаждения и связано с жутким восстановлением утраченного изначального объекта наслаждения.
Встреча с реальным представляется как страх потери всего созданного для удовольствия, сосредоточенного в потерянном объекте. Аффект от сознания свершившегося факта и тревога, что больше не получится достичь такого идеального объекта для удовольствия, несомненно, может привести к истинному страху и ощущению смертельной опасности от всего потерянного.


Источник:  
Работа по курсу "Теория страха Фрейда-Лакана"
Хэштеги:  
#паника (3)  •  #страх (8)  •  #паническиеатаки (1)  •  #ПА (2)  •  #психоанализ (103)  •  #тревога (15)  •  #симптом (7)  •  #Фрейд (12)  •  #Лакан (5)  •  #метапсихология (1)
Статья
70
Опубликовано: 5 мая 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567