Щелкунчик и крысиный король - старая сказка на психоаналитический лад, или: что Вы знаете о своих снах.
Вот все мы и перешагнули через символическую черту времени, когда уже как в зеркале отражается минувшее, теряя свои очертания в ускользающем прошлом, открыв себя новому, пока неизвестному, но такому манящему будущему. Как бы мы не относились к дням празднования такого перехода, они неизбежно позволяют легитимно стать маленьким и отдаться своему воображению навстречу фантазиям и мечтам. В эти рассеянные дни я с удовольствием погрузилась в историю о Щелкунчике во всевозможных её интерпретациях и тут случилось, то, что случилось. А именно, инстанция моего "Я" твердо и даже безапелляционно сообщила мне: "Я психоаналитик".
Подсказку для психоаналитика о метафоричности, в данном случае киноверсии* одноименной сказки Т.А. Гофмана невозможно было пропустить. С первых кадров в рождественский сочельник, в обстановке празднично украшенной Вены 1920-х годов, мы встречаем З. Фрейда. Ах, какая неожиданность: "Доктор Фрейд, здравствуйте!" Очень скоро на сцене появляется дядя Альберт, очевидно, как аллюзия на Альберта Эйнштейна. Все мы знаем, что Фрейд с Эйнштейном были в нетривиальных отношениях, но речь здесь пойдет не о них, хотя по моим ощущениям сюжетная линия приводит этих двух гениальных людей в поле единого дискурса.
"То, что для тебя лишь игрушка, для кого-то может быть настоящим другом. Это зависит от воображения. У меня на этот счет есть теория – это теория относительности. Реальность – это всего лишь иллюзия, хотя и весьма устойчивая" (дядя Альберт).
"Всё равно, всё в мире относительно. Что как называть, что и как подсчитать, с кем тебе равняться, плакать иль смеяться, дать или взять, лечь или встать, что тебе делать – решаешь ты сам. Где тут сон, где тут явь – мы не можем знать. Если в суть заглянуть, то весь мир кверху дном можно перевернуть.
Посмотри, юный друг, мир хорош, ты поймёшь – всё вокруг относительно. И лишь одна всегда – это Любовь". (дядя Альберт)
Мэри повернулась на бочок и "проснулась". Но что это? Сон или явь, как распознать?
Если это сон, то почему он не может быть явью?
"Джозеф, послушай, ты помнишь, что говорил нам доктор Фрейд о детской психологии и о снах?" - говорит мама Мэри своему мужу.
"Ты Особенная девочка, ты поверила, что я действительно живой" - говорит эНСи (Щелкунчик).
Особенной называют Мэри и мама с папой в разговоре с дядей Альбертом: "Мэри у нас Особенная девочка, мы все это знаем".
"Ребенок зеркала", такой вот особенной девочкой я увидела Мэри.
"Никто не верит. Даже не слышат. А в отражение всё по-другому. Здесь я живу наяву и мне легко в мире секретов. В мире фантазий я не одна, я нужна кому-то. Я буду сильной, я не поддамся. Меня защитит мой мир." (слова Мэри).
Деревянная кукла – Щелкунчик или мальчик эНСи, становится символическим переходным объектом, неким "костылём" между реальностью и сном, сном и реальностью, ведь всё относительно, так и говорит "дядя Альберт". "Поверь, там всё немного иначе! Ты готова?" - приглашает новый друг в бессознательное.
- Это всё реально?
- Если ты в это веришь, значит реально!
- Это мы стали больше или комната меньше?
- Извини меня, конечно, но это наивный вопрос. Всё относительно!
- Все игрушки, которые ты повесила на ёлку – теперь живые.
В поле психоанализа такие игрушки внутри бессознательного сновидения становятся "ожившими" объектами – реальными или воображаемыми. Дядя Альберт дарит детям кукольный дом – метафорически то самое бессознательное, что приносит субъект в терапию. Послушаем, что говорит об этом (о начале терапии) одна из кукол (объектов): "Этот дом 30 лет не ремонтировали, здесь все покрыто пылью. Тридцать лет мы (объектные отношения) пылимся на чердаке и вдруг нас берут и дарят детям (самому анализанту, готовому исследовать свой внутренний мир), которые могут сделать с нами всё, что угодно. В жизни не слышал ничего циничнее".
"Во сне" важные в жизни Мэри взрослые стали иными – такими, которыми они так хотела их видеть: понимающими, принимающими, любящими, поддерживающими. Я никогда не вру! – не единожды восклицает девочка в ответ на недоверие взрослых.
"Мама?" - удивилась Мэри, увидев снежную фею. "Вы так похожи на мою маму", вдруг сказала она.
- Но я не умею летать!
- Откуда ты знаешь? Рискни и у тебя получится! Лети...
- Я летаю...я летаю... Я всю жизнь об этом мечтала! Не могу в это поверить!
- Но это не всё, что ты можешь. Как смотришь ты на мир? Радостно или тревожно? Он манит тебя? Ранит тебя? Как его понять? Он такой большой и сложный! Как бы ты хотела жить? Царственно или ничтожно, в пыльной комнате томиться или к небу устремиться, не боясь высоты? Выбирай, что хочешь Ты!!! Мэри, ты веришь, что всё на свете возможно?
- Да.
- Тогда возьми его за руку. Посмотри, в небе парит твоя звезда. Лети же туда, где светит она! Она никогда тебя не обманет!
Мэри и мальчик взбираются высоко по очень длинной лестнице (верхушка ёлки), откуда "видно всё, как на ладони" (в терапии лестница также высока, откуда предстоит увидеть невидимое "До"). Конечно же, в терапии, в самом её начале, мы видим дым, тот самый, который предстоит рассеять. Так и Мэри с эНСи видят дым над его королевством, а именно "фабрику дыма", там, где "король крыс" сжигает игрушки (делает хорошие объекты плохими, а заодно и "окрысивает людей").
"То, что кажется недосягаемым, может оказаться совсем рядом. Нужно просто пересечь черту" - говорит дядя Альберт. Именно так Мэри со своими друзьями (хорошими объектами) пересекли черту – прошли сквозь зеркало в город принца, чтобы победить дым, ощутить свет и своем внутреннем мире и выздороветь, вернувшись к жизни (Мэри по сюжету фильма заболевает и какое-то время находится в бреду так, что родные приходят в серьезное беспокойство её состоянием).
Победив дым и прогнав всех крыс, оказавшись в кругу родных, Мэри сразу же наяву встречает друга – мальчика с именем аббревиатурой эНСи, самого реального на свете, такого, при встрече с которым жизнь играет всеми огнями праздника и жизни. И это то счастливое обстоятельство, к которому мы стремимся в терапии.
Ой, в фильме.
Да нет же, в терапии.
В жизни.
Всегда.
Так, а где же дядя Альберт? Что он на это скажет?
Конечно же он здесь, и вот что: "Прошлой ночью, я вдруг понял, что всё не так относительно. Все зависит от системы координат!"
Где-то здесь встречается наука и сама жизнь – бессознательно.
Приглашаю исследовать этот свой собственный мир каждого.
Веду приём. Запись в личном сообщении.
*худ.фильм А. Кончаловского, 2010
Статья
461
Опубликовано: 15 января 2024