Путь из вопросов
Многие в жизни сталкиваются с вопросами, которые кажутся неразрешимыми. Срочно необходим ответ: авторитетный, незыблемый, верный, однозначно решающий все проблемы, и, желательно, предотвращающий новые.

"42" (Д.Адамс)

В книге Дугласа Адамса "Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике" на "Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого" ответ прост: 42 (сорок два). Он был получен в результате напряженной работы (в течение миллионов лет) суперкомпьютера. Получив этот абсолютно точный ответ, становится совершенно неясным вопрос. Аналитический психолог мог бы переформулировать физический принцип неопределенности Гейзенберга так: либо мы точно знаем ответ, но совершенно не понимаем вопрос, либо мы формулируем правильный (развивающий, движущий сознание) вопрос, но тогда нам придется настолько изменить ситуацию (сознание), а точнее – измениться самостоятельно, чтобы был получен качественно новый ответ. Что это означает?

"Мы не решаем свои проблемы, мы перерастаем их" (К.Г.Юнг)

Под "качественным и развивающим" ответом я понимаю переход на уровень обобщения, когда противоречия не остаются существующими сами по себе, или какому-то из них отдается предпочтение (чья-либо точка зрения побеждает), или же происходят бесконечные метания от одного к другому. Развитие происходит только в результате объединения противоположностей за счет перехода к более общему понятию, концентрация на котором позволяет не вступать в противоречия, а принять их совместное существование как еще одну возможность в этом мире. Как это возможно вообще?

"От точки наблюдения зависит перспектива" (Г.Бранстнер)

В фильме "Человек на Луне" (2018) герою Нила Армстронга задали вопрос: "зачем нам космос, зачем нам Луна?". И он ответил именно так: "От точки наблюдения зависит перспектива". То есть смысл не в самом путешествии и не в самой Луне. Это могут оказаться совершенно бесполезные мероприятия. Но за счет изменения угла зрения (не только в буквальном, но и метафорическом смысле), мы можем увидеть иные перспективы и иные возможности. Таким образом, психоаналитик не будет заниматься буквальным разрешением противоречий, но его присутствие в аналитическом процессе и его вопросы натолкнут на осознание иных способов, вариантов, картинок, взглядов. Чем дальше мы движемся по пути осознаний частей личного бессознательного, смещая тем самым свою точку зрения, тем глубже мы можем заглянуть. Звучит безрассудно, но: "Война план покажет".

Психоаналитик своим присутствием допускает для Вас невозможные (на первый взгляд) вещи, соглашается с существованием несовместных событий и точек зрения (К.Г.Юнг описывал этот процесс как начальный этап работы трансцендентной функции). Впуская эти противоречия в свое мировоззрение, и постепенно перерабатывая их, мы будем приближаться к осознанию более реального и адекватного положения вещей. Но что значит: "перерабатывать" и "проживать"? Ведь "мысленно" уже все "понятно"?

"Смысл обретается не вдруг, а в долгих поисках и испытывается чувством внутренней правильности. Его невозможно получить из вторых рук, хотя мы порой позволяем другим отобрать его у нас" (Дж. Холлис).

Фантазии и мысли – этого явно недостаточно для полноценного проживания эмоций, чувств, переживаний. Необходима телесная активность, эмоции, вербальное взаимодействие. Только так можно обрести внутреннюю уверенность – попробовать неоднократно. При этом "попробовать" выражается всеми возможными чувственными ощущениями, эмоциональными реакциями. В противном случае бессознательное может нам подсказать, что есть "непрожитые" этапы. Приведу пример сна девушки (ведь, как отмечал З.Фрейд: "сновидение это королевская дорога к пониманию бессознательного").
____________
Здание, похожее на школу, казенный дом, 4 этажа. Учебное заведение типа интерната. На третьем и четвертом часто проводят дни открытых дверей, родители стремятся отдать сюда детей. Мне во сне примерно 15-16. По ощущениям в интернате я довольно давно, лет с 11. Нам постоянно вещают о том, что девушки не должны читать, должны постепенно забывать речь. Добавляют что-то в еду.
Заставляют много есть, особенно сладкого. Могут дать съесть торт в виде названных слов, которые еще не забыты - надо съесть и потом это слово вычеркнуть из лексикона. Любят игру в слова - девушки сидят за столом, их спрашивают - какие вы знаете слова. Руководству не нравятся слишком длинные, сложные или быстро названные. Котируются обычные, бытовые, короткие.
Мы с остальными девушками сидим за обеденным столом, мужчина-директор просит назвать какое-нибудь слово. Все молчат, смущенно хихикают. Я делаю вид, что стала забывать речь, но постоянно прокручиваю в голове письма, стихи, плюс у меня есть подруга с аналогичной ситуацией - мы это скрываем и не знаем, притворяются ли другие девушки. Называю слово "стены". Директору слово нравится тем, что оно короткое и бытовое - без воображения - что вижу, то пою.
К нам приехала журналистка - она в шоке от того как все на самом деле здесь устроено. Видимо, со стороны это что-то вроде распиаренной школы благородных девиц. Мы с ней и еще парой девочек разговорились, она хочет помочь нам сбежать и как-то осветить происходящее для внешнего мира. Она поражена контрастом между рекламой и тем, как устроены те комнаты и помещения, в которые гости не попадают - все совсем старое, рассыпающееся, неаккуратное.
С моей подругой/напарницей готовим побег. Я должна сбежать первой, потом помочь ей и нашему общему другу-парню, который здесь работает. Здание магическое, на нас часто нападают монстры из наших фантазий и страхов. За мной гонится лев - перестаю бояться, и изображение тут же исчезает. Попадаю в самую "страшную" и защищенную комнату, никому из нас туда нельзя - в библиотеку. За мной впервые никто не гонится, нет никаких кошмаров. Совсем скоро можно бежать.
Разговариваем с подругой на прощание о том, что они с нашим другом бегут следующими. Стою перед стеклянными дверями - никаких монстров/чудищ нет, через двери видно густой белый туман, огромные деревья, лес, выхожу наружу - и просыпаюсь.
____________

Много символичных деталей, глубокая личная история, но для меня интерес составило общее направление сновидения. Указанные четыре этажа похожи на этапы индивидуации личности (Анимы), по которым сновидица последовательно движется. События начинаются от Евы (первый этап, приветствуются простые инстинкты без лишних слов за общим столом). Затем возникает Елена (второй этап, возникает эстетика в виде литературных моментов, но этап не прожит, а остался внутри невысказанным). Трикстер (журналистка) из другого мира, символизирует того проводника, с помощью которого сновидица перешла от Евы к Елене. Сновидица дополнительно пояснила, что занималась в литературном кружке, в который ее привлекла подруга, то есть подруга выступила как бы проводником на следующий уровень. Затем возникает библиотека – видимо, перескакивание сразу к Софии (четвертый этап, мудрость), миновав Марию (третий этап, любовь). Да и София получается, что не проживается, так как нет информации, что в библиотеке что-то было реализовано (прочитано/написано).

В целом, это послание бессознательного можно интерпретировать так, что для дальнейшего движения по пути индивидуации сновидице предстоит "допрожить" ряд моментов. В частности, вернуться к теме литературного кружка или чему-то подобному. Видимо, это позволит открыться возможностям для отношений уровня Марии. Сновидица позднее подтвердила, что сократила описание сновидения за счет части, где было "сожаление о пустоте на месте какой-то условной любовной/романтической жизни, было как раз ощущение какой-то не прожитой части жизни".

Возникновение на жизненном пути неразрешимых вопросов это нормально и, более того, необходимо для роста личности. Важно, чтобы состояния разочарования и растерянности, противоречивых устремлений, утраченных надежд и ожиданий, сменялись чувством внутренней правильности и уверенности, осмысленности Вашей деятельности. Участие психоаналитика в этом процессе даст другую перспективу, позволит выйти за рамки привычных точек наблюдения. Это не приятное чтение себя "из неизданного", это написание своей собственной истории, известной только Вашей Самости.
Статья
165
Опубликовано: 9 апреля 2021
© Personal Invites, 2019