Разработка и ведение дистанционного курса: типичные трудности и их преодоление с позиции преподавателя
Аннотация

В данной статье описываются ключевые моменты перевода очных курсов в сфере гуманитарного образования в дистанционный формат. Определены ключевые факторы для мотивации преподавателей а также аспекты, вляяющие на эффективность электронного обучения. Описаны основные сложности с которыми сталкиваются преподаватели, а также способы их преодоления.

Текст статьи к видео, которое можно посмотреть здесь: https://6pi.ru/article.php?100

Дистанционные технологии в обучении все больше проникают в мир современного образования. Растет число студентов, которые предпочитают дистанционное образование классическому — очному. Преподаватель неминуемо сталкивается с новой областью знаний, а именно с необходимостью адаптации курсов под дистанционный формат. Дистанционными могут быть как целые крупные программы, рассчитанные на несколько лет, так и небольшие авторские курсы. Кроме того, дистанционной может быть только часть очного курса.

В повседневную жизнь преподавателя входят такие термины, как:
— дистанционное обучение;
— персонализация;
— геймификация;
— интерактивность;
— педагогический дизайн;
— дополненная реальность

И конечно же, преподаватели сталкиваются с определенными препятствиями в ходе изменения формата преподавания, что отражается на их вовлеченности в процесс и желании создавать дистанционные курсы. При реализации дистанционных курсов возникает не только традиционная задача — поддержка мотивации студента, но и не менее важная и актуальная — работа с мотивацией преподавателя.

Какие препятствия возникают на пути преподавателя, который решил применять технологии дистанционного обучения?

1) Необходимость перехода от традиционно очной передачи образовательной информации к стремительно развивающемуся способу передачи с использованием виртуальной среды, что означает, что преподавателю необходимо осваивать хотя бы базовые навыки IT-технологий и такой отдельной области знаний, как "педагогический дизайн", применительно к дистанционному обучению. Если для проведения очных лекций преподаватель может самостоятельно разработать курс с нуля, без привлечения кого-либо, ориентируясь только на теоретические источники, то в дистанционном обучении очень сложно создать и провести курс в одиночку. Возникает необходимость работать в команде — с методистами, IT-специалистами, продюсерами.
2) Учебные материалы, которые лектор готовит для очных лекций, необходимо адаптировать к дистанционному способу передачи информации. Непосредственный контакт между преподавателем и студентом при передаче материала, в отличии от очной лекции, возможен только в небольшой части онлайн-курса — на онлайн-встречах. В основном, в дистанционном формате связь с преподавателем асинхронна и отложена во времени — это форумы, ответы на выполненное задание и прочее. Возникают помехи при возможном диалоге между преподавателем и студентом, например, технические трудности, недостаток развития навыков использования IT-технологий участниками образовательного процесса. ) Есть риск возникновения "отчуждения" преподавателя от группы обучающихся, потери контакта, т.к. после создания материала обратная связь от студентов может поступить далеко не сразу.
3) Не всегда у участников образовательного процесса сформирована психологическая готовность использовать возможности, которые открывает виртуальная реальность. У самих учащихся достаточно часто снижена мотивация включения в образовательный процесс (прокрастинация, демотивация, онлайн-зависимость от обучения — learning addiction, пассивная позиция в обучении), что также демотивирует преподавателя.

За видимыми сложностями, конечно же, стоят и большие возможности дистанционного обучения, которые могут мотивировать преподавателей на участие в процессе дистанционного образования. Внедрение инновационных технологий позволяет сделать процесс обучения не только более доступным, но и более эффективным по ряду параметров. И для этого нужна методология и правильная организация процесса. От того, как именно организован процесс обучения, как именно осуществляется коммуникация между участниками – методистами, IT специалистами, преподавателями и студентами, зависит успех и результаты. Неправильно выстроенные процессы и нарушенная коммуникация могут сильно демотивировать и наоборот отлаженные процессы и хорошая коммуникация, мотивируют и преподавателей, и обучающихся.

Во-первых, есть возможность убрать рутину из процесса обучения для преподавателя. Если в очных лекциях преподавателю из лекции в лекцию бывает необходимо много раз повторять одну и туже информацию для разных потоков обучающихся, то в дистанционном обучении базовая информация может быть записана и передана в виде видеолекций, текстовых материалов и т. д. Т.е. не надо делать множество повторов и при этом обучение остается эффективным.
Во-вторых, можно передавать материалы до встречи и применять промежуточные формы контроля для того, чтобы понимать уровень подготовки и изучения материала студентами. Особенно эффективно можно использовать возможность предоставлять доступ к теоретическому материалу в электронном виде для подготовки к онлайн-семинарам или очным встречам (при обучении в смешенном формате) и пр.
Также можно создавать интерактивные материалы и различные маршруты, которые позволят направлять процесс обучения в зависимости от подготовки студента — то есть персонифицировать обучение в рамках одного потока или группы. А именно – предоставлять доступ к группе материалов на основе заданных критериев (например, определенным ответам на вопросы, набранным баллам и т.д.) и дифференцировать этот доступ.

Современные формы контроля позволяют также не тратить время на рутину по принятию зачета или экзамена и вместе с тем объективно оценить уровень знаний студентов. Формы, применяемые в дистанционном образовании, многообразны: от прохождения стандартного теста до геймифицированного задания. Преподаватель может дать обратную связь по заданию как синхронно — в онлайн-встрече, так и записать видео, аудио или выбрать любую другую форму из множества. Например, можно заранее создать несколько вариантов отклика, в зависимости от уровня знаний и автоматически предоставлять этот отклик студенту — как по итоговой оценке за весь курс, так и за изучение какого-то отдельного материала в курсе.
Одним из приятных бонусов в системе дистанционного обучения для преподавателя может быть возможность передать часть задач по поддержке студентов методистам и кураторам. Часть процессов возможно автоматизировать, например, следить за успеваемостью студентов, понимать, какие материалы и курсы изучал студент, что им пройдено, а что нет, его уровень знаний и пр. С помощью автоматизации можно получать аналитику, например, о доступности или, наоборот, сложности какого-либо материала для восприятия студента. Бывает немаловажно при обучении знать состав группы, в ходе очных лекций при необходимости тратится время лекции, на то, чтобы понять аудиторию, либо преподаватель пребывает в неведении. В онлайн-формате всегда можно получить данные по участникам группы заранее, до старта обучения: от возраста и профессии до того, какие цели ставит перед собой обучающийся в изучении данного курса.

Таким образом, благодаря технологиям возможен системный подход в организации процесса обучения, направленный на помощь студенту в освоении необходимого объема изучаемого материала в лимитированное время. При желании переход в новый формат происходит достаточно быстро, появляются необходимые навыки и преимущества дистанционных технологий становятся очевидными.

Вы всегда можете обратиться ко мне за консультацией, по вопросам дистанционного консультирования и дистанционного образования, например, перевода курса в дистанционный формат или создания и запуска дистанционного курса с нуля
Статья
302
Опубликовано: 21 февраля 2020
© Personal Invites, 2019