Суицидальное поведение подростков - что это, как распознать, как предотвратить и чем помочь?
Суицидальное поведение – одна из форм саморазрушающего поведения, которое выражается в совокупности действия, направленных на лишение себя жизни.
Отличить суицидальное поведение от других форм саморазрушающего поведения можно по нескольким признакам:
1. Аутоагрессивность действий. Когда злость, вызванная внешними обстоятельствами (ситуацией, человеком, тд.) направляется не вовне (на объект гнева), а ретрофлексируется, то есть направляется на самого себя.
2. Сознательность или полунамеренность действий. Когда человек действует осознанно, не находясь в состоянии психоза, а руководствуясь волевыми побуждениями.
3. Наличие невыносимой жизненной ситуации. Когда человек столкнулся с обстоятельствами, преодолеть которые не может.
Причиной такого поведения является столкновение человека с невыносимыми для него жизненными обстоятельствами. Суицидальное поведение развивается не обособленно, а на основе иного – экзистенциального кризиса.
Существует 4 пика суицидальной активности:
1. Подростковый возраст.
2. Тридцатилетие.
3. Сорокалетие.
4. Пожилой возраст.
В данном случае рассмотрим ситуацию подросткового возраста.
В подростковом возрасте формируется первичное мировоззрение - подросток впервые в жизни сталкивается с вызовами бытия, он впервые вынужден искать ответы на возникающие вопросы: Кто я? Кто мои родители? С кем мне быть? Где мое место? В чем мое предназначение? В чем моя ценность? Каковы мои ценности?.. В поисках ответа на эти вопросы подросток часто чувствует себя максимально одиноким, ненужным, непонятым, что усиливает кризис и порождает невыносимость ситуации.
Суицидальные попытки различаются:
1. Истинные: когда действия подростка непосредственно направлены и имеют своей целью лишение себя жизни.
2. Демонстративные: сама цель таких действия не в лишении себя жизни, а в привлечении внимания к себе, к своей проблеме, о которой подросток не может сказать открыто.
Специалисты не относятся к демонстративным попыткам как к менее значительным, более того, если нет убедительной причинным считать суицидальные действия демонстративными, следует относиться к ним как к истинным. Поскольку в любом случае такие действия сигнализируют о том, что подросток столкнулся с невыносимой для себя ситуацией, в разрешении которой ему нужна помощь, поддержка и понимание. В этой ситуации пренебрежение к его действиям может только усугубить ситуацию. Важно помнить, что демонстративность попытки не гарантирует, что суицид не может случить. Здесь следует учесть, что возможны различные варианты исхода демонстративных попыток: от неверного расчета подростка (прикладываемых усилий и ожидаемой помощи) до трансформации демонстративности в истинность.
Суицид всегда предваряется знаками суицидальной угрозы: поведенческие, эмоциональные, вербальные.
Проблема таких знаков заключается в том, что они различаются:
1. Прямые – когда суицидальные намерения выражаются подростком прямо и открыто: в словах ("моя жизнь потеряла смысл", "я не хочу жить", др.), действиях (например, приобретение суицидальных средств). При должной внимательности такие знаки можно увидеть заранее и принять меры по предотвращению развития суицидальных тенденций.
2. Косвенные – прямо не свидетельствующие о суицидальных намерениях, но предвещающие их. Например, внезапная замкнутость ли сентиментальность, заинтересованность в вопросах смерти, раздаривание своих вещей, саморазрушающая активность, депрессивное состояние, тревожность. Такие знаки заметить гораздо сложнее, поэтому они особенно опасны.
Стадии суицидального процесса:
1. Стадия суицидальных тенденций – представлена внутренними формами суицидального поведения (мысли, чувства, намерения, угрозы – то, что доступно только самому подростку, часто невидимо для окружающих). На этой стадии большое значение имеет длительная, систематическая профилактическая работа со стороны семьи, социальных групп, государства.
2. Стадия суицидальных действий – наиболее кратковременная (сами действия, направленные на лишение себя жизни). Здесь необходимо интервенция: прямая (действия по предотвращению, по прекращению действий, направленных на лишение себя жизни) и опосредованная (психологическая работа, связанная с разрывом жесткого убеждения о том, что единственным выходом из сложившегося кризиса является суицид) – это, например, телефоны доверия.
3. Стадия постсуицидального кризиса – в случае неоконченного суицида. Возникает, поскольку суидидальные действия – только средство избежать продолжительного столкновения с невыносимым кризисов, но не способ разрешения данного кризиса. Сама по себе попытка суицида только усугубляет такой кризис, поскольку помимо того, что подросток продолжает пребывать в состоянии невыносимой ситуации, на него еще накладывается обществом клеймо позора за совершенные действия. Постсуицидальный кризис длится в среднем 14 дней. В это время подростку необходимо максимальное внимание и забота, поскольку это период возросшей угрозы повтора суицидальных действий.
Задачи психолога при работе с подростками с суицидальным поведением:
1. Искренняя и глубокая заинтересованность личностью самого подростка. Объектом интереса психолога является в первую очередь сам человек, а не его намерения, действия или тенденции.
2. Эмпатичное и искреннее выслушивание ситуации кризиса. Необходимо помощь подростку рассказать о невыносимой для него ситуации, которая стала причиной суицидального поведения. Разделить с ним тяжесть переживания, признать ситуацию действительно непростой, но имеющей варианты решения. Важно помочь подростку осознать его чувство одиночества и дать ему понять, что он может опереться на Другого.
3. Прояснение чувств подростка. Помочь подростку выразить чувства, которые переполняют его в связи с кризисной ситуацией, помочь осознать чувство боли, которую подросток ощущает как самоидентичность, то есть приравнивает чувство боли к собственному Я, настолько она переполняет человека. Помочь разделить себя и свои чувства, разорвав таким образом деструктивную иллюзию "уничтожить себя = уничтожить боль".
Важно помнить, что подросток, несмотря на его внешнюю взрослость и колкость – очень хрупкий и ранимый человек, переживающий в абсолютном экзистенциальном одиночестве самые тяжелые кризисы человеческого бытия.
Подросток нуждается в постоянном, хоть и ненавязчивом, искреннем и глубоком внимании, эмпатии и сопереживании.
Только не игнорируя особенности поведения подростка можно своевременно предотвратить необратимые трагические последствия.
Проговаривание подростком своих переживаний, чувств и проблем – уже само по себе снизит уровень его напряжения, тяжести "ноши в одиночку", а кроме того, даст возможность окружающим помочь подростку понять, что он не одинок, а его ситуация разрешима.
Важно, чтобы взрослые были рядом с каждым, кто оказался в невыносимой ситуации, чтобы разделить его ношу и вместе найти выход из самых темных и болезненных обстоятельств.
Эта статья может быть полезной не только психологам и психотерапевтам, но и родителям, учителям и любым другим не равнодушным взрослым.
Сталкивались ли Вы с суицидальным поведением подростков?
Как смогли им помочь?
Рубрики:
Апатия, сниженное настроение, депрессия, меланхолия •
Межличностные отношения: семья, коллеги, друзья, родственники •
Поиск себя, своего пути, собственного я •
Эмоциональная травма, эмоциональное, физическое насилие •
Психологическое просвещение Статья
453
Опубликовано: 26 сентября 2023