Top.Mail.Ru
Второй раз в каждый класс или как пережить школу родителям:

1. Во-первых, и это самое важное, не забывайте – свой аттестат Вы уже получили! А это значит, что Вы уже справились со Своей школьной программой и процесс обучения Вашего ребенка никак не повлияет на результат пройденного Вами обучения. Так же, как и не исправит его в лучшую сторону.
2. Оценки вашего ребенка - это только его оценки. Они вовсе не оценивают Вас как родителя, специалиста, человека. Более того, они совершенно не оценивают Вашего ребенка. Они призваны для оценки уровня знаний Вашего ребенка. Для родителя оценка – это способ понять, насколько легко или трудно Ваш ребенок осваивает тот или иной предмет из школьной программы. Кроме того, важно помнить, что оценка может отражать, в том числе, и субъективное мнение отдельно взятого педагога, что не всегда имеет непосредственную связь с качеством работы или уровнем знаний Вашего ребенка.
3. За свои оценки ребенок несет ответственность сам. Важно, чтобы в первые годы школьного обучения в первую очередь ребенок научился именно учиться, то есть понимать, что у него есть необходимые к выполнению задачи, которые ему необходимо выполнять для получения успешного результата. Если ответственность за выполнение этих задачи берет на себя родитель, у ребенка не возникает реальной необходимости воспитывать в себе умение учиться, не приходит осознание необходимости самостоятельно выполнять свои задания. Так может сформироваться безответственное и инфантильное отношение к своим обязанностям, что может привести к серьезным трудностям в будущем, к неумению брать на себя ответственность.
4. Даже в первом классе дети способны выполнять поставленные им задачи или учиться этому. В том числе учиться определить, что они могут сделать сами, а в чем им необходимо обратиться за помощью к родителям. Не стоит лишать своего ребенка возможности самому исследовать границы своих возможностей. То, что иногда родители считают помощью для своего ребенка, может оказаться "медвежьей услугой".
5. Ребенок – это отдельная личность, уникальная и прекрасная в своей индивидуальности. Ребенок не является Вашей маленькой копией, его поведение и желания не только отличаются от Ваших, но и могут не соответствовать Вашим ожиданиям. Ребенок рождается не для того, чтобы воплотить в жизнь все нереализованные мечты своих родителей, чтобы удовлетворить их потребность в собственной реализации. Важно, чтобы родители не старались воспитать ребенка таким, каким они хотели бы его видеть. Важно помочь ребенку вырасти таким, каким хочет сам ребенок. Поэтому важно помогать и поддерживать своего ребенка в его начинаниях, не сокрушаться и сердиться в случае его неудач, дать понять, что Вы позволяете ему идти своей дорогой, но Вы всегда рядом, чтобы подать ему руку, если он оступится. Это поможет ребенку научиться делать выбор, осознавать свои собственные чувства и желания, искать пути к их реализации и не сдаваться, если успех дается трудно.
6. Если родителям очевидно, что обучение дается ребенку тяжело, несмотря на то, что адаптационный период давно пройден, стоит поискать причину. Возможно, дело в том, что изначально родители уделяли чрезмерное внимание процессу обучения, и ребенок не научился справляться этой задачей самостоятельно. Тогда с каждым годом ему будет все сложнее взять этот процесс в свои руки. В любом случае, стоит как можно раньше начать отдавать своему ребенку ответственность за его обучение и постараться не терять терпения в этом процессе, на него, как и на любой другой, требуется время – и каждому разное. Кроме того, возможно, выбранная программа обучения не подходит для конкретного ребенка. Мы все разные, не стоит забывать, что каждый из нас имеет разные способности, разные взгляды и вкусы. Стоит присмотреться и прислушаться к ребенку, понять, что именно интересно ему, что дается ему легко, а в чем возникают трудности, выяснить причину этих затруднений. Может оказаться, что смена программы обучения – наилучший вариант для раскрытия потенциала Вашего ребенка. В настоящее время программ обучения представлено великое множество. Важно помнить, что они отличаются не тем, что считаются "сильными" или "слабыми", они отличаются глубиной и широтой наиболее интересных и подходящих для Вашего ребенка дисциплин и форматов взаимодействия.
7. Позволить ребенку самому нести ответственность за его обучение – не означает безответственность родителя в этом вопросе. Важно помнить, что у ребенка нет того опыта, который уже интегрирован его родителем. Можно поделиться с ребенком в доступной ему манере своими навыками тайм-менеджмента, а также установить рамки контроля с Вашей стороны: например, договориться, что Вы будете интересоваться каждый вечер, выполнены ли все уроки на завтра, какие именно завтра уроки и что ребенок делал, возникали ли у него трудности в выполнении заданий, нужна ли ему помощь? То же касается и организационной части: вместо того, чтобы собирать за ребенка рюкзак, готовить ему на утро одежду в школу, можно поинтересоваться: всё ли он собрал, что именно, уверен ли он, что ничего не забыто? Предложить ему определиться с формой одежды на завтра. И помочь только в той части, о которой ребенок сам попросит.
8. Необходимо помнить, что такой подход может потребовать гораздо больше времени и терпения, чем если бы родитель сам решил все задачки и сложит тетрадки в рюкзак, зато такой подход поможет Вашему ребенку получить ценный опыт, основанный в том числе на ошибках, найти верное решение и выработать собственную стратегию поведения. В конечном счете это приведет к осознанности и самостоятельности ребенка.
9. Оставаясь взрослым, важно не забывать, что все мы были детьми. Не всегда мы были ответственными родителями, не смеющими пропустить работу без уважительной причины, не всегда выполняли самостоятельно все свои задачи. Это не значит, что нужно поощрять прогулы или списывания, в такой ситуации важно вспомнить, те автоматические реакции, которые просятся на проступок ребенка, - это собственные реакции взрослого или это паттерн поведения его родителей? Если Вы замечаете в своем поведении паттерны своих родителей, спросите себя, какова была Ваша реакция в детстве на такое поведение родителей? Вместо грубых и часто немотивированных нагоняев и наказаний, попробуйте поговорить с ребенком о причинах его поведения: почему прогулял физику? Почему списывал на истории? Почему не выучил слова по английскому? Если во взаимоотношениях с ребенком удастся создать доверительную и экологичную атмосферу, вероятнее всего ребенок поделится мотивами своих поступков.
10. Наказание. Само понятие наказания уже вызывает отторжение. У поведения детей могут быть разные мотивы, иногда в их основе лежит недопонимание, недостаток опыта или тестирование реальности. В таком случае следует помочь ребенку понять и узнать то, что поможет ему в следующий раз не совершить ошибку и выбрать иной вариант поведения. Если же ребенок осознанно нарушил какие-то правила или поступил вопреки договоренностям, все также не следует применять драконовские методы: постарайтесь не раздражаться (даже если это уже 10 и 100 раз), постарайтесь не повышать голос на ребенка, и конечно – ни при какой ситуации не следует применять к детям физическое наказание. Можно заранее или прямо в процессе обсуждения недопустимого поведения, разработать совместно с ребенком логичную и понятную ему систему поощрений и их отсутствия. Так, можно договориться, что в случае несделанного домашнего задания, прогулка вечером отменяется; или в случае пропуска уроков, эквивалентное время, запланированное на отдых (друзья, интернет, игры, прогулки, т.д.), посвящается учебе. Таким образом, ребенок сможет усвоить, что на нем лежит ответственность не только за обучение (часто в юном возрасте не понятно, зачем она нужна), но и за его собственные развлечения и удовольствия. Кроме того, постарайтесь не наказывать ребенка за неудачи и проступки, а хвалить и поощрять за успехи и одобряемое поведение. Даже если Вам кажется, что ребенок должен что-то делать и без похвалы, как само собой разумеющееся, постарайтесь не терять терпение, обратите внимание и оцените, как здорово они научились не вертеться на уроке, писать красиво буквы в прописи, не забыли сменную обувь в школу (возможно, первый раз за неделю), получили оценку выше, чем в прошлый раз. Внимание родителей к успехам детей - действительно важно для них, вне зависимости от возраста: как малышам, так и подросткам. Даже если ребенку 14 (12 или 16) и он выглядит колючим ежиком, он точно нуждается в том, чтобы его родители замечали его успехи и говорили ему об этом.

А что Вы думаете о сопровождении родителями образовательного процесса своих детей?
Статья
209
Опубликовано: 25 сентября 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567