Top.Mail.Ru
Вина и её искупление в фильме Ави Нешера "Секреты" (2007)
Внимание! Дальше будут спойлеры, так что очень рекомендую фильм сначала посмотреть.

В центре фильма - две девушки: Наоми (Аня Букштейн) и Мишель (Михаль Штамлер). Они - студентки в семинар (или мидраша - религиозная школа для женщин) в Цфате. Наоми - дочь главы ешивы (религиозной школы для взрослых) в Бней-Браке (пригороде Тель-Авива). Мишель - родилась в Израиле, но, когда ей 12 лет вместе с родителями уехала во Францию.

Обе девушки, при всей внешней их разнице по характеру - бунтарки. Наоми втайне мечтает стать раввином (что невозможно в той традиции, к которой она принадлежит), Мишель, в принципе, не хочет учиться в семинаре, едет в Цфат по настоянию родителей.

Они знакомятся в Цфате с женщиной по имени Анук (Фанни Ардан), просидевшей в тюрьме 15 лет за убийство своего любовника художника.

Женщина тяжело больна. У неё рак на последней стадии. Она считает болезнь Божьим наказанием за то, что она совершила - бросила мужа и детей, уехала с любовником, а затем во время ссоры убила его. Она чувствует себя виноватой перед Богом и приехала в Цфат, святой город, чтобы быть ближе к Богу, искупить свою вину перед Ним.

Наоми и Мишель пытаются ей помочь, проводят каббалистический обряд очищения, пытаясь "смыть" с неё вину, за что их исключают из мидраша.

Одновременно развиваются отношения между Наоми и Мишель, естественным образом из дружеских переходящие в любовные. После интимной близости с Наоми Мишель чувствует вину, однако Наоми неожиданно сообщает, что все в порядке, нет повода чувствовать себя виноватой, поскольку Тора не запрещает любовных отношений между женщинами - только между мужчинами.

В фильме много таких конфликтов, когда кто-то из героев либо чувствует вину и пытается её искупить, либо отрицает само наличие вины.

Это отношения между Наоми и её отцом, Наоми и её женихом, помолвку с которым она разрывает, Мишель, выбравшей в итоге замужество, а не нетрадиционные отношения с девушкой, вину предательницы Шиги и т.д.

Попробуем подробнее разобраться с каждым из этих конфликтов, кто и какими разными способами справляется с ними, искупая, избавляясь от мучающего чувства вины, либо впадая в её отрицание.

Помимо отношений между людьми, здесь ещё и отношения в паре не только человек-человек, но и человек-Бог.

Итак, вначале о центральном конфликте: Анук-Бог.

Как я уже написал выше, Анук мучается виной за совершенные ею поступки и даже преступление. Она влюбилась в художника, бросила мужа и двух детей, и уехала с художником в Израиль, в Цфат. Затем, когда он её бросил ради другой женщины, вступает с ним в ссору и в драке случайно убивает его.

Отсидев в тюрьме 15 лет и выйдя на свободу, Анук мучается виной перед детьми, которых она бросила 18 лет назад. Она посылает им письма, но дети не отвечают. Невозможность искупить вину перед ними, получить их прощение приводит её к идее получить прощение у Бога.

Происходит некая подмена: я не могу получить прощения у объекта, которому я нанес ущерб, поэтому я получу прощение у кого-то другого, каким-то другим способом. Причём, будучи христианской (по всей видимости - католичкой), она не идет по простому пути. Получить прощение в христианской традиции было бы значительно проще, чем у Б-га иудейского. Раввин отказывает ей в помощи, он считает, что она должна страдать за свои поступки.

Анук отчаянно ищет выход и находит его в лице двух молодых студенток мидраша, согласившихся ей помочь. Анук необходимо куда-то выплеснуть свои боль, отчаяние, стыд, вину. Мишель и Наоми помогают ей это сделать, контейнируют её чувства. А также находят способ, при помощи которого у Анук снижается сила чувства вины - ритуальные религиозное каббалистический очищение путем погружения в микву, омовения рук, самоистязания (ношения на теле колючей мешковины), чтения молитв. Анук умирает, получив успокоение, значительно снизив силу аффекта вины.

Теперь о том, что касается Наоми и её чувства вины.

Наоми растёт в традиционной религиозной семье. Отец - директор ешивы. Мать, родив двух дочерей, занимается домашним хозяйством. У Наоми есть жених - ученик его отца, которого она совершенно не любит и тяготится идеей предстоящего брака с ним. После смерти матери, поступления в мидраша и, особенно, начинающих развиваться отношений с Мишель, Наоми расторгает помолвку.

Однако она не чувствует вину, хотя её жених и пытается эту вину у неё вызвать. Она не хочет такой жизни, как у матери. Она видела мать плачущей и понимает, что та не была счастлива. Попытки ее жениха Михаэля (Гури Альфи) и отца (Йоси Альфи) вызывать у Наоми чувство вины не находят в ней отклика. Она сделала выбор жить по другому. Не сумев полюбить своего жениха, навязанного ей родителями, она находит другой объект любви - Мишель.

Интересно отношение к вине её отца. Он её полностью диссоциирует, отказывается от того, чтобы признать себя в чем-то и перед кем-то виновным. Когда Наоми пытается говорить с ним об их общей вине перед умершей матерью, тот отказывается её принимать. Аргумент прост - он живёт в соответствии с заповедями. Согласно этим заповедям, женщина должна рожать детей и заниматься домом. А то, что она при этом была несчастна - не имеет значения, он никак не должен это исправлять, поскольку ведёт себя так, как это предписано Всевышним.

Мишель - бунтарка, как и Наоми. Вступив в любовно-сексуальные отношения с Наоми, она поначалу чувствует за это сильные стыд и вину. Однако, когда Наоми говорит ей, что все в порядке, она успокаивается. Затем, когда она делает выбор не в пользу Наоми, а в пользу Янки (Адир Миллер), она уже мучается виной перед Наоми.

На этом конфликте - любовном треугольнике Наоми-Мишель-Янки, и счастливым разрешением этого конфликта: Наоми прощает Мишель, та уже может не мучаться чувством вины перед ней, фильм и завершается.

- Ты простила меня? - спрашивает Мишель, обращаясь к Наоми. Та сначала отрицательно машет головой, но потом все таки кивает.

На этом хэппи энде фильм и заканчивается. Мишель и Янки женятся, Мишель и Наоми остаются подругами. Как будто бы они единственные в фильме, кто показывает здоровый способ работы с обидой и виной. Попросить прощения за причиненную эмоциональную боль. И получить прощение от человека, которому ты эту боль причинил, тем самым избавившись от чувства вины.

Это не удалось Анук - получить прощение от своих детей, она компенсировала это обрядом очищения, не удалось самой Наоми в отношении своего отца - он просто отвернулся от неё, поставив свои принципы и свое понимание Традиции выше живых чувств и отношений со своей дочерью.
Статья
170
Опубликовано: 7 августа 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567