Стресс эмиграции - 2. Почему мы используем слово “релокация”?
Говоря о стрессе эмиграции, нельзя не сказать о том, что условия переезда, статус этого переезда создают достаточно разные условия для психоэмоционального состояния эмигранта.
Важна самоидентификации субъекта, переехавшего в другую страну, кто он: эмигрант, иммигрант, просто мигрант, релокант, репатриант, экспат, беженец, вынужденный переселенец, временный переселенец, цифровой кочевник?
От этой самоидентификации очень многое зависит. То, как человек себя чувствует эмоционально, насколько он способен адаптироваться к новой стране и многое другое.
С одной стороны, употребляемые термины, обозначающие человека, переехавшего из одной страны в другую, вполне себе имеют закрепленную дефиницию, в том числе и официальные юридические определения, с другой - очень многие эмигранты (пока, для простоты, используем слово “эмигрант” как зонтичное понятие для всех вышеперечисленных) интуитивно не соглашаются отождествлять себя с тем, кем они юридически являются.
Разумеется, это работа бессознательного, способ защититься от травмы переезда в другую страну.
Ярчайший пример - эмигранты новой волны (2022-23) предпочитают использовать слово “релокант”, что, зачастую, не совсем точно.
Несмотря на то, что изначально это слово означало именно сотрудника компании, переехавшего для работы в заграничном филиале этой компании, сейчас понятие получило расширенный смысл, означающий человека, просто переехавшего из одной страны в другую.
Почему так происходит?
Многие определения, изначально эмоционально нейтральные, со временем начинают приобретать негативную эмоциональную окраску.
Слова “мигрант”, “иммигрант”, как мне кажется, имеют негативную коннотацию и для самоидентификации используются крайне неохотно. Как и, хотя и в меньшей степени, слово “эмигрант”.
Вспоминается советский фильм 1985 года “Рейс 222”. Сюжет основан на том, что американцы не выпускают советский Ил-62 обратно в СССР, так как подозревают, что одну из советских гражданок увозят насильно, не давая воссоединиться с мужем, попросившим политическое убежище.
В этом фильме есть интересный диалог, в котором герои рассуждают на тему, почему они, советские граждане, воспринимают желание остаться жить заграницей как предательство. Ведь граждане других стран спокойно переезжают из одной страны в другую.
С 1985 года многое изменилось. Однако слова “эмигрант” и “эмиграция” на каком-то глубинном уровне зачастую воспринимаются как плохие, слова нагружены стыдом и идеей предательства.
Разумеется, этот стыд совершенно иррационален, как и когниция эмиграция=предательство. Эти бессознательные установки иррациональны и деструктивны, однако будучи не выявленными в бессознательном (у того, у кого они есть, разумеется) и не проработанными, причиняют эмоциональный дискомфорт в виде глубинного неосознаваемого стыда.
Поэтому слово “релокант” при его, вроде бы, неточности как термина, оказывается самым удобным для самоидентификации. Я просто переехал из одной локации в другую. Что будет дальше, я пока не знаю. Может вернусь, может перееду в другую страну - сменю локацию.
(продолжение следует)
-—
Максим Францев, психолог, психоаналитический психотерапевт, семейный психотерапевт, член Европейской ассоциации развития психоанализа и психотерапии (Штаб-квартира - Вена, Австрия).
Тел. (Whatsapp, Telegram): +972 53 245 5639
Статья
414
Опубликовано: 24 января 2024
Меня зацепили эти фразы:
"Однако слова “эмигрант” и “эмиграция” на каком-то глубинном уровне зачастую воспринимаются как плохие, слова нагружены стыдом и идеей предательства.
Разумеется, этот стыд совершенно иррационален, как и когниция эмиграция=предательство."
Эта иррациональность присутствует даже в z-народе, который никуда эмигрировать не собирается. В сложные времена всё глубинное вылезает наружу и становится очень "рациональным", аргументированным, ложится в основу новейшего УК РФ, которое очень даже объективно перемалывает судьбы людей в независимости от рациональности их внутренних установок.
Мне понравилась мысль у Грибанова Александра, которую прочитала недавно. Он рассуждает, что сводя всё к одному лишь бессознательному, мы встаём на путь магического мышления.