Top.Mail.Ru
Решение уйти
Решение уйти
Корейский неонуар и femme fatale Со-рэ

Внимание! В тексте будут спойлеры, так что рекомендую, если вы еще не смотрели этот фильм - сначала его посмотреть.

Речь сегодня пойдет о фильме “Решение уйти” (2022) корейского режиссера Пак Чхан-ука и его главной героине Со-рэ в роли которой снялась прекрасная китайская актриса Тан Вэй.

В обзорах к фильму пишут, что референсом для ленты послужили: классический фильм в жанре нуар Альфреда Хичкока “Головокружение”, а также “Бессонница” Кристофера Нолана.

Однако сейчас не будем заниматься сравнением этих фильмов, а рассмотрим подробно главную героиню - Со-рэ. И выберем для этого для начала два разных взгляда на нее, две точки зрения.

Взгляд первый - сочувствующий и романтизированный.

У Сон-рэ - очень тяжелая судьба. По просьбе тяжелобольной матери она делает ей криминальную эвтаназию, а затем, после совершения этого преступления, бежит в Южную Корею. Десять дней в трюме судна, без еды и возможности воспользоваться туалетом. Она говорит главному герою - следователю Чан Хэ-джуну: “Когда я оказалась в Корее, я была похожа на обтянутый кожей скелет, вымазанный фекалиями”.

Чтобы легализоваться в Корее и избежать уголовного преследования со стороны китайских властей (не уверен, но, вероятно, что за убийство матери ей в Китае грозила смертная казнь), она выходит замуж за человека, значительно старше себя. Этот человек, кореец, оказывается садистом, который ее избивает и насильно татуирует.

Затем она влюбляется в следователя, однако тот женат и, из-за понимания того, что они никогда не будут вместе, Сон-рэ совершает самоубийство.

Классический фильм ТЖД - тяжелая женская доля. Жертва жестокого мира мужчин.

Совершенные ей убийства 4 человек мы оправдываем. Две жертвы сами попросили об этом, а еще две - были плохими людьми.

Однако мы имеем дело с нуарным фильмом. И антагонистом ГГ-детектива в фильмах жанра нуар всегда вступает “роковая женщина” - la femme fatale. “Фам фаталь” - женщина, вступившая на мужское поле битвы. Это всегда очень красивая, сексуальная женщина. Американское название la femme fatale - женщина-вамп. Вампирша, поглощающая героя.

Ее оружие: это ее сексуальность. Она пытается очаровать, влюбить в себя главного героя и тем самым привести его к гибели. Либо избежать наказания за совершенное ею преступление, потому что влюбившийся в нее детектив не станет отдавать ее в руки правосудия. Соблазнить, чтобы выжить. И соблазнить, чтобы погубить.

В принципе, в фильме это и происходит. Детектив Чан Хэ-джун в процессе расследования влюбляется в Со-рэ. Изучив детали дела, он понимает, что убийство мужа совершила она, однако не передает дело в суд, более того, просит Со-рэ спрятать улики (телефон).

В нуаровских фильмах, детектив всегда одерживает верх, переигрывает уже было торжествующую, уверенную в своей победе роковую героиню. В “Решении уйти” все не так. Героиня побеждает, а детектив с разбитым от любви сердцем возвращается к нелюбимой жене.

Но это еще только середина фильма. Со-рэ совершает следующие, на этот раз двойное и еще более изощренное преступление. Она убивает своего нового мужа, но делает это чужими руками, наказав заодно своего обидчика, который теперь окажется в тюрьме. И делает она это, убив мать своего обидчика, тоже, якобы, по ее просьбе.

Чан Хэ-джун теперь в полной эмоциональной зависимости от Со-рэ. Он раскрывает и эти ее преступления, но вновь не находит в себе эмоциональных сил отдать ее в руки правосудия. Впрочем, эти его муки выбора между любовью (любовной зависимостью) и профессиональной и человеческой этикой разрешаются смертью героини.

Что для нуара, мягко говоря, нетипично. Героиня должна оказаться в тюрьме, ну, или трагически погибнуть в результате несчастного случая, но никак не совершить самоубийство.

Впрочем, ее трупа мы не видим. А посему и можем предположить, что самоубийство она инсценировала. Финал фильма максимально трагичен и вроде бы эмоционально он про трагедию героя, потерявшего свою возлюбленную. Но… то, что мы не видим тела утонувшей Сон Рэ, оставляет финал фильма открытым.

Так кто же она? Несчастная жертва обстоятельств и жесткого мужского мира или женщина-вамп, утонченно и изощренно манипулирующая главным героем?

Думаю, что ни то, ни то. Или, скорее - и то, и то…

Помню когда-то давно, когда я еще был студентом психологического вуза, и в программе как раз была психопатология, пошел я в театр на постановку “Идиота” - по Достоевскому, разумеется. И половину спектакля пытался понять - какая же психопатология у князя Мышкина, и какова структура его личности? Размышлял до тех пор, пока не понял - ну, не бывает ни такой патологии, ни структуры личности.

Как и Алеша Карамазов, князь Мышкин - это фантазийный образ некого святого, ходящего по нашей земле. Возможно, даже, самого Иисуса, потому что он буквально следует абсолютно невыполнимой заповеди любить врагов своих. Мазохист, прощающий абсолютно все, но избавленный от потаенных обиды и злости, которые всегда есть у людей с мазохистической структурой личности.

Впрочем мы, отвлеклись. Со-рэ также видится мне абсолютно невозможным в реальной жизни персонажем.

С одной стороны, она - психопатка, хладнокровно планирующая и совершающая убийства. Даже убийство собственной матери. Да, мать сама предложила ей это. Но мало ли о чем просят тяжелобольные люди. Мать не страдала от каких-то невыносимых болей или чего-то подобного. Она предложила Со-рэ убить себя, чтобы дать той свободу уехать в другую страну.

Одна из ключевых сцен в фильме, когда Чан Хэ-джун готовит еду и рассказывает Со-рэ совершенно жуткую и отвратительную историю, про то, как насекомые поедают трупы. И, выслушав эту историю, Со-рэ абсолютно спокойно берет тарелку из его рук и начинает есть. История про мух и трупы не вызывает у нее ни брезгливости, не отвращения. Проверка в стиле “Бегущего по лезвию”.

У нее нет чувств, как у классического психопата.

И параллельно трупам, мухам, крови, убийствам идет очень тонкая лиричная история любви двух главных героев. Очень красивые нежные сцены в буддийском храме, под дождем, прикосновения рук главных героев. В этих сценах крайне сложно увидеть в героине психопатическую личность, лишенную чувств, тонкую манипуляторшу.

Поэтому и создается ощущение “не верю”. Не бывает таких людей в реальной жизни. Либо это очень глубокое расщепление личности: на истерическую, романтическую, тонко чувствующую и личность психопатической структуры - без эмпатии, сожаления, расчетливую и холодную.

То есть, в этом случае, речь идет о расщеплении очень глубокого психотического уровня. Фактически, двух личностях. Бывают ли такие люди в реальной клинической практике? Не знаю, но у меня сильные сомнения на это счет.

Впрочем, это кино. И кино крайне интересное. Но тогда встает вопрос, можем ли мы вообще рассматривать этот фильм с классической психоаналитической точки зрения? Как завещал Фрейд в “Бреде и сновидениях…” относиться к произведению искусства как к клиническому случаю?

Оставим это вопрос открытым.

Впрочем, если у вас есть идеи и свои размышления на этот счет (ну, или вообще любые размышления. связанные с темой фильма), пишите об этом, пожалуйста, в комментариях.
Статья
172
Опубликовано: 28 сентября 2023
Комментарии
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567