Soft-skills психотерапевта
Сейчас в мировом опыте компетентность в практической коммуникации с пациентами рассматривается как один из важнейших признаков профессионализма врачей и медработников. Например, опрос 1593 британских врачей показал, что самым важным в процессе обучения и супервизии они признают освоение навыков конструктивного взаимодействия с пациентами (P. Shoenberg). М.И. Плугина, анализируя достаточно большое количество научных публикаций, отмечает, что, далеко не всегда возникающие трудности и проблемы связаны непосредственно с узкопрофессиональными знаниями и умениями.

По данным многочисленных исследований (J. Krupnick., M. Reichman, А.А. Чуркин), профессиональная успешность врачей определяется в первую очередь уровнем их психологической, в частности коммуникативной, компетентности, которая реализуется во взаимодействии с пациентами и коллегами, а успешно сформированные терапевтические отношения, хорошо развитые навыки понимания пациентов, так же как и понимания врачами самих себя в этих отношениях, являются ключевым элементом в эффективном лечении широкого круга самых разных расстройств и в формировании удовлетворённости пациентов оказываемой им помощью. Применительно к психотерапии это можно сформулировать так: психотерапия — это не то, что терапевт делает с пациентом, а то, что происходит между ними.

Помогающий практик должен обладать не только техническими навыками (hard-skills), но и навыками коммуникативных профессий: креативность, умение развивать и поддерживать конструктивное взаимодействие и сотрудничество в команде других профессионалов, коммуникативная компетентность, когнитивная гибкость, умение справляться с эмоциональным напряжением в процессе работы, умение учиться у других людей и т.д. (soft-skills). А также навыками профессиональной коммуникации (М.А. Гулина): умение критически оценивать качество терапевтического альянса и взаимодействия с пациентами, умение конструктивно справляться с эмоциональным напряжением в процессе работы с "трудными" пациентами, умение и способность демонстрировать техники эффективной коммуникации с пациентами, а также навыки достаточно высокого уровня понимания и анализа этичности терапевтического процесса.

На это обращается внимание и в рекомендациях по подготовке психотерапевтов в странах Европейского Союза (ESCO. V.1.02 — Education, Skills, Competences. — update 04/10/2017), согласно которым такие навыки и умения, как способность принимать на себя ответственность за течение терапевтического процесса, продуктивно создавать и развивать атмосферу терапевтического сотрудничества с пациентом, справляться с эмоциональным напряжением в процессе работы, конструктивно выражать себя и слушать пациента, относят к существенно важным компетенциям и навыкам врачей. А также способность критически анализировать супервизионную помощь и использовать её потенциал для собственного развития в своей работе, потому что неспособность врачей принять помощь коллег приводит в итоге к неспособности самим её оказывать.

Записывайтесь на мастер-класс https://edunote.ru/course-518
Статья
42
Опубликовано: 21 ноября 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567