Возможна ли нейтральность психотерапевта на самом деле?
Со времён учёбы мы знаем, что должны быть беспристрастными и объективными. Нас воспитывали, что это самая главная и необходимая компетенция. Мы должны оставить при себе свои чувства, установки и мораль. Но каждый из нас ведёт свой собственный образ жизни, по-своему думает и переживает, имеет собственные предпочтения и интересы. Более того, многие из нас несут в свет свои идеи о здоровье и благополучии, любящих отношениях и адаптации в обществе. И если мы говорим "правильные" слова, то они будто не нарушают нашу нейтральность. Однако наши особенные взгляды на семейные проблемы, верность, происходящее в мире, наша манера общения в соцсетях транслируют и наш стиль работы с клиентами.
Но недостаточно и просто молчать. Клиент увидит и поймёт нас и без слов.
Приходит сообщение:
— Мой ребёнок считает себя небинарной личностью. Вы можете проконсультировать?
— Могу.
— А как вы относитесь к проблеме ЛГБТ вообще?
— Я работаю не с проблемой, а с конкретным человеком.
— Хорошо. Большинство ваших клиентов в итоге выбирает небинарность или бинарность?
Некоторые люди могут легко нас "раскусить". Среди нас есть те, кто убеждён, что женщина должна родить не менее трёх детей, периодическое сексуальное воздержание помогает накопить психическую энергию, брак должен быть один и на всю жизнь, культура и образование лучше дачи или дома в деревне, здоровое питание и спорт делают жизнь лучше, вода полезнее сока, а дружбы между мужчиной и женщиной не бывает.
Даже если мы не говорим об этом, нам крайне трудно оставаться нейтральными. У нас есть собственное мнение по поводу любых мыслей и поступков клиента. И с покерфейсом мы порой думаем про себя: "Я бы на твоём месте так не делал".
Мы профессионалы, но одновременно и обычные люди со своими принципами и убеждениями относительно свободы, ответственности, результативности и успешности. Да и многие из психотерапевтов считают своим долгом бороться за идеи, которые, как они сами считают, полезны для общества.
А некоторые наши коллеги уверены, что все мы должны быть более настойчивыми в продвижении наших ценностей без оглядки на нейтральность. Суицидального клиента мы должны убедить, что жизнь — это самое главное. Мужчина, который постоянно изменяет своей жене, алкоголик, недобросовестный работник должны услышать от нас проповедь о важности ответственного поведения. Мы считаем, что хорошее для нас будет полезно и другим, рекомендуем книги на основе собственного мировоззрения. Специалисты, которые бегают по утрам в парке, могут советовать вести более активный образ жизни, а религиозные — сходить в церковь. А если мы не говорим о конкретных ценностях, то можем транслировать "сверхценности", например, что ценности необходимы сами по себе или что психотерапия нужна всем.
Могу ли я точно прогнозировать, как повлияет продвижение моих ценностей на клиента и на меня самого? Готов ли я взять на себя ответственность за то, что клиент теперь будет действовать из моих глубоко личных убеждений? Уверен ли я, что, живя по моим принципам, мои клиенты станут счастливее? Сомневаюсь. К нам приходят добрые и неискушённые люди. Мы, безусловно, можем показать им "правду жизни", но лишить их при этом простоты, наивности и искренности.
Записывайтесь в балинтовскую группу 17 июля в 16:00 Мск
https://edunote.ru/course-1001