Top.Mail.Ru
Синдром "детей 90х". Ключевые особенности и подходы к терапии.
В каждый исторический период на передний план в психотерапии выходит та или иная актуальная проблема.
Так, в конце XIX века "болезнью века" считался истерический невроз, возникающий, как тогда считалось, вследствие подавления врожденных сексуальных влечений со стороны культурных и (или) религиозных установок. Для первой половины XX века актуальной стала тема психотизации масс: ускоренное заражение населения радикальными сверхидеями и их коллективистское культивирование, что, конечно же, приводило к индивидуальному травмированию личности.
К концу XX века на передний план вышла парадигма индивидуалистического потребления материальных и культурных благ, идеология самосовершенствования и развития и, как следствие, манифестация патологий нарциссического спектра.
Нарциссическая травма укореняется в детстве: когда ребенок не имеет возможности получать родительскую любовь безусловно таким, как он есть, когда ему приходится отказываться от себя настоящего и выстраивать искусственное "Я" для того, чтобы удовлетворять выдвигаемым условиям для любви и принятия.
Общеизвестно, что личность формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой. Именно влияние внешней среды, накладываясь на врожденные свойства нервной системы организма человека, формирует его характерологический облик. В ходе такого формирования неминуема травматизация, всегда индивидуальная и уникальная для каждого человека.
Важно учитывать, что речь не идет о психопатологии как таковой, а о индивидуальных и коллективных факторах, влияющих на формирование личности человека.
Какая же травма присуща для нынешнего времени? Здесь стоит рассматривать не только исторический период, но и этнокультурные и этноконфессиональные особенности территории, на которой проживает человек.
Если для жителей США и Западной Европы, детство которого пришлось на конец 80х – 90е годы XX века, характерна нарциссическая травма по принципу "будь лучшим и всесторонне развитым, всё остальное, что происходит в тебе - не важно", то для их сверстников-россиян всё выглядит несколько иначе.
Перечислим некоторые факторы, которые влияли на формирование личности в отношении населения России, детство которых пришлось на конец 80х – 90е годы XX века.
Первый фактор – изменчивость социально-экономических процессов
в обществе в период 1985 – 2000 годов, что стало стрессогенным обстоятельством для родителей рассматриваемой категории граждан, поскольку создавало атмосферу неопределенности завтрашнего дня и вынуждало мобилизовать все имеющиеся ресурсы и резервы в целях выживания (по принципу "всё можно использовать, чтобы выжить", "всё должно приносить пользу").
Адаптация родителей к стрессогенным обстоятельствам осуществлялась в различных формах, не исключая патологических. В частности, широкое распространение тогда получили зависимости: алкоголизм, наркомания, игромания.
Зависимости родителей провоцировали неблагоприятную обстановку
в семье: скандалы, бытовое насилие. Дети в такой обстановке оказываются лишенными базовой потребности – в безопасности. То есть первой и самой важной потребностью, которая фрустрировалась, у таких детей была потребность в безопасности.
К чему приводит отсутствие ощущения безопасности и предсказуемости среды для формирующейся личности? Конечно же, к настройке нервной системы таким образом, чтобы максимально охватить и предотвратить возникающие опасности, негативные воздействия. То есть в условиях отсутствия безопасности и предсказуемости среды нервная система "научается" остро реагировать на любые, даже самые минимальные стимулы. Повышается ее чувствительность.
Забегая вперед: чувствительность нервной системы заключает в себе, помимо функции достижения безопасности и выживания, и инструмент развития. Чем более чувствительна личность, тем более у нее возможностей для развития. Но за это приходится расплачиваться меньшей стрессоустойчивостью и более низким болевым порогом.
Еще одним фактором формирования личности рассматриваемой категории населения, который вытекает из первого, являются транслируемые родительские установки "на выживание". Они могут выглядеть следующим образом:
"всё должно приносить пользу, в том числе и ты";
"мы кормим, обуваем и одеваем тебя, чтобы в будущем ты позаботился (позаботилась) о нас";
"мы тебя обеспечиваем, и этого достаточно (=обеспечивать – достаточно)";
"неважно, что ты чувствуешь и что хочешь, важно, чтобы ты приносил (приносила) пользу окружению";
"будь полезен, эффективен, рационален, и у тебя всё будет хорошо";
"эмоции и чувства – слабость, они невыгодны, их на хлеб не намажешь, в карман не положишь", а ещё по ним могут ударить, как по слабому месту, и нанести тебе вред".
Что в итоге чувствует ребенок в такой среде и с такими родительскими установками:
чувства и эмоции неполезны и не имеют значения;
чтобы тебя любили, ты должен быть полезен своими действиями;
чтобы выжить, ты должен максимально предотвратить наступления негативных последствий (стратегия перестраховки и избегания риска);
эмоциональная близость не имеет смысла, потому что ее "не намажешь на хлеб", "не положишь в карман", а еще она опасна, потому что это "слабое место";
испытывать чувства опасно, потому что тебя могут использовать в своих корыстных целях.
В итоге, можно говорить о коллективной психологической травме рассматриваемого поколения россиян, которая проявляется в следующем:
внешний успех и достижения превалируют на эмоционально-чувственной стороной жизни;
примат "зарабатывания денег" над построением личных отношений;
стремление максимально обезопасить свое личное пространство, сознательный выбор одиночества или отношений по "гостевому" типу;
блокировка эмоционально-чувственной сферы как неполезной и потенциально опасной, стремление проявлять преимущественно полезные и одобряемые в социальном плане виды активностей (актуальные на сегодняшний день репрезентации "friendly", экологичность, ЗОЖ, иное);
постоянные и близкие отношения воспринимаются как угроза безопасности, угроза быть использованным;
страх быть использованным обусловлен тем, что ребенок не получал отдачи от своей эмоциональной включенности в отношениях со значимыми взрослыми.
Как правило, люди с такими проблемами обращаются в психотерапию по вопросам утраты смысла, ощущения эмоциональной пустоты ("чего-то не хватает"), одиночества и чувства непонимания окружающими. И всё это при внешней успешности, обеспеченности, эффективности и, казалось бы, полной реализованности.
В психотерапии рассматриваемого синдрома можно выделить следующие подходы к психологическому консультированию и психокоррекции.
1. Терапия должна фокусироваться на эмоционально-чувственной части психики.
2. Базовая стратегия – в установлении безопасного доступа человека к своим эмоциям и чувствам, нормализации наличия таких чувств и эмоций и их проживания.
3. Признание ценности человека как такового безотносительно наличия (отсутствия) достижений и выполнения (невыполнения) им каких-либо функций.
4. Self-центрирование. Ориентирование человека на свои потребности и желания, на нормальности их удовлетворения здоровыми путём и средствами.
Как это работает: осознание человеком своей ценности безотносительно наличия (отсутствия) достижений и выполнения (невыполнения) им функций открывает возможность для постановки человека в центр своей жизни (self-центрирование), что позволяет человеку признать право на удовлетворение своих желаний, потребностей и достижений своих жизненных целей.
Статья
332
Опубликовано: 6 октября 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567