Итак, вам 50 - что дальше?





В 53 года я решила поступить в институт, чтобы получить второе высшее по психологии. Через три года, выбирая тему дипломной работы, по совету руководителя, я выбрала тему психологии пожилых людей. Сначала я внутренне сопротивлялась: многих из нас страшит тема старости и не хочется в нее углубляться. Но, как бывшая спортсменка, я все-таки набралась смелости и нырнула в нее. Сразу скажу, что все оказалось, как в поговорке: не так страшен черт, как его малюют.

Я изучила почти сотню разных материалов и вот чем могу с вами поделиться: все существующие исследования и теоретические материалы сводятся к трем основным стратегиям или способам жизни в пожилом возрасте, а именно:
• Угасание
• Поддержание
• Развитие

Стратегия угасания соответствует стратегии постановки на первое место здоровья. Да, да, именно так. Если поставить на первое место здоровье, то попадаешь в ловушку.

Вот данные Всемирной организацией здравоохранения, которые свидетельствуют о том, что
• не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни;
• 20% приходится на наследственность;
• 20% - на влияние внешней среды (экология);
• 10% - на факторы, зависящие от здравоохранения (медицинская помощь).

А если половина нашего здоровья приходится на наш образ жизни, почему же мы пеняем на возраст? Не потому ли, что просто не имеем достаточно веских причин для поддержания активного образа жизни, например,
• Смыслов: для чего мне надо поддерживать физическую форму?
• Противоречивость мотивации – будет здоровье, займусь физкультурой.
• Отрицание: я еще не настолько стар, чтобы начать беспокоиться.

А между тем примеров много: К.Орлокк описывает 8-недельный эксперимент, участникам которого было больше 90 лет. Это была программа по усиленной тренировке мышц. В результате: у 9 из 10 участников..., выполнивших всю программу, сила мышц увеличилась (трудно поверить!) на 174%. По-честному, мы биологии становимся не нужны уже с момента передачи генетического материала нашим детям. Так что, одной биологией старость не задержать.

Стратегия поддержания имеет гораздо больше преимуществ, и входят сюда социальные связи. Здесь можно выделить два типа связей:

1. Социальные контакты без глубоких близких отношений.
2. Глубокие близкие отношения.

Последние исследования доказывают положительное влияние социальных связей на ментальное здоровье пожилых людей. Да, именно общение более важно, чем разгадывание кроссвордов в одиночестве. Поэтому учить иностранные языки, заниматься в кружках и секциях, чем угодно, но только не в одиночку.

А вот более глубокие близкие отношения имеют несомненные преимущества. Под глубокими отношениями, конечно, понимаются любовь и привязанность (привет нам от Фрейда!), готовность помогать близкому человеку и готовность обратиться за помощью. И самое главное, возможность быть самим собой, не играть больше ни в статусы, ни в социальные роли. Почему-то пока это позволяется только в отношениях с внуками. Но, вот незадача – дети сейчас не торопятся заводить своих детей!

Почему стратегия поддержания имеет приоритет над стратегией угасания? Потому что она направлена на социальную и культурную жизнь человека. Как дети нуждаются в поддержке до взрослого возраста, так и культура сама себя не производит, а нуждается в людях, ее воспроизводящих. Попробуйте не ездить на дачу один сезон!

Именно уменьшение социальных контактов после выхода на пенсию является отрицательным фактором, который отмечает большинство психологов. Некоторые авторы предлагают пожилым людям сосредоточиться на настоящем, заняться переосмыслением прошлой жизни, но это ловушка.

Как только человек перестает планировать свое будущее, он легко теряет связь с современностью, а зацикленность на прошлом опыте, без его переработки для будущего приводит к закрытой системе и, как следствие, к энтропии. Вывод: надо любить и дружить, и не ждать, когда к нам придут, а самим идти на контакт. Тут и биология подтянется.

А уж, стратегия развития – это для тех, кому удалось, помимо социальных контактов еще и найти свой индивидуальный путь развития, свое призвание.

Ведь основной период нашей социальной жизни можно считать уроком, тренировкой, переходным периодом к тому, чтобы мы научились находить свои внутренние мотивы жизни. Если человек не выучивает этот урок сам, то биология и социум мягко подталкивают к этому путем: 1) снижения биологической функции, отражающейся на внешности у женщин, и на половой функции у мужчин; 2) потери конкурентных преимуществ в социуме: как в личной жизни, так и в профессиональной, можно сказать, что биология бьет по самому больному.

А для чего социуму и культуре необходимо, чтобы человек выучил урок? Здесь опять логически прослеживается приоритет культуры как над биологией, так и над социумом: культура нуждается в тех, кто ее развивает, а не просто ее воспроизводит и использует; культура нуждается в эволюции, но может ее осуществить только с помощью человека, приумножая и передавая культурный код следующим поколениям. В ответ на это биологическая функция, при соответствующих усилиях со стороны человека, дольше остается работоспособной, как бы поддерживая такую линию развития человека.

Человек, не нашедший внутри себя смысла дальнейшего существования и не имеющий больше ничего, что способствует эволюции и воспроизводству культуры, становится не интересен (или не выгоден) ни культуре, ни биологии.

"Даже достигнув финиша, человек, …не исчерпывает свои возможности" (Анцыферова Л.И.). Или по Э. Фромму: "Человек умирает прежде, чем успевает полностью родиться"

Изучение материалов о вопросах жизни в старости выводит на первый план психологический аспект. "Каждое поколение приобретает свой жизненный опыт, которым не пользуется последующее поколение. Однако в целом общество создаёт свой стереотип старения, старого человека, черты которого экстраполируют на всю категорию пожилого населения" (Никифоров Г.С.).

Возникает вопрос, какие стереотипы выберет для себя конкретный человек, приближаясь к пенсионному возрасту?

Более подробно с темой можно познакомиться, прослушав 9 минутный ролик:

Статья
262
Опубликовано: 26 ноября 2019
Комментарии
© Personal Invites, 2019