Уязвимость психотерапевта
За дверью кабинета психолога никому и в голову не придёт, что специалист находится под огромным, если не смертельным прессингом клиента и его чувств. Со стороны кажется, что психотерапевт полностью контролирует ситуацию, но в его небольшом кабинете у него нет никакого укрытия. Говоря метафорически, основной инструмент работы — голое и беззащитное Я психотерапевта. Максимальная открытость и восприимчивость к клиенту порождает риск утраты собственного ощущения своего Я.

Нередко страдания психотерапевта, связанные с его клиентом, продолжаются и после выхода клиента из кабинета. Только здесь он остаётся один на один с ними. Вот например, клиент горевал из-за потери ребёнка. Помогая клиенту принять эту утрату и возродить веру в новые возможности, психотерапевт вдруг понял, что беседует не с клиентом, а самим собой. Он сам уже давно пережил подобную историю, боль и разочарование. Но с этим клиентом трагедия психотерапевта снова ожила в его памяти. Несмотря на нейтральность, беспристрастность и искреннее желание помочь, психотерапевт потерял границы между собой и клиентом.

Но не стоит жаловаться на подобные побочные эффекты. Всё-таки многие из нас выбрали эту профессию из интереса к самим себе и преодолению собственных проблем параллельно с помощью другим. Нас привлекает желание разобраться в мире и людях, контролировать их и себя, получить признание, уважение и благодарность, а также просто хорошо чувствовать себя.

Клиенты с проблемами, присущими нам (а они видны в первую очередь), дают нам возможность ещё немного поработать над самим собой. Но здесь присутствует опасность сильно вовлечься в отношения с клиентом, спутать наши с ним уязвимости и начать говорить не с клиентом, а с самим собой.

Кроме того, у нас очень уязвимо чувство собственного достоинства. Внешне мы мы можем быть безразличными, но на самом деле мы очень переживаем за конечный результат. Мы не может заботиться о людях, игнорируя их поступки. Требовательность, критика, неудовлетворённость и разочарование клиента из-за того, что мы не творим чудеса, расстраивает нас и порождает сомнения в собственных компетенциях. Отсутствие прогресса или даже ухудшение состояния клиента вместе с болью за него вызывает в нас досаду на него за недостаточную помощь нам в наших терапевтических усилиях. Мы помним, что у каждого есть своя зона ответственности, а измениться должен клиент, а не психотерапевт, но и наш вклад весьма значителен. Мы можем спокойно сказать, что сделали всё, что могли, однако это может подвергнуть сомнению наш профессионализм.

Например, родственники клиента, которые общаются с ним ежедневно (а не как мы — не более двух-трёх часов в неделю), вряд ли захотят долго ждать. Легко сказать: "Придётся потерпеть. Проблема копилась десятки лет, и на её решение тоже нужно время". Скорее всего такой ответ заставит негодовать их, считать вас неквалифицированным и искать лучшего специалиста.

И не надо говорить, что вы спокойно принимаете отказ клиента от дальнейшего лечения, который благодарит вас за все старания, уверяет в своей вине за отсутствие результата, но уходит к другому психотерапевту. Естественно, другой психотерапевт не должен винить клиента, а посчитает, что ошибки допустили вы. Можно найти и поверить в миллионы оправданий, но в глубине души это будет болезненным поражением. А если за короткий период времени уйдут ещё несколько клиентов, можно будет засомневаться в верности выбора профессии.

Безусловно, не всё так мрачно (и я искренне верю, что это только меньшая доля). Мы можем радоваться кардинальным позитивным изменениям наших клиентов, тем более если это случилось за относительно короткое время. Подобные случаи поистине волшебных превращений нам выпадает слышать от коллег чуть ли не ежедневно, и это было бы невозможно без помощи психотерапевтов.

https://t.me/balintonline/694
Статья
91
Опубликовано: 30 мая 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567