Бессознательные отношения и взаимный вклад психотерапевта и клиента
Бывало ли у вас такое, что мысль о работе с некоторыми клиентами приводила вас в ужас или отчаяние? А с другими клиентами ощущалась такая близость, что возникало беспокойство о сохранении дистанции? Рано или поздно с подобными переживаниями сталкивается большинство психологов и психотерапевтов. Эти чувства пугают и нередко заставляют усомниться в собственной компетентности и этичности.
Вот одна из историй.
Как-то раз после обеда на Ирину накатила сонливость. В её расписании был ещё один клиент, которого она очень не хотела принимать в этот день. Она много размышляла, как "безнаказанно" отменить сессию, даже фантазировала предложить клиенту перейти на общение в переписке, но ничего толкового не придумала. И вот он заходит в её кабинет.
— Здравствуйте, Ирина.
— Добрый день, Дмитрий.
После сессии Ирина уже засобиралась домой, но вспомнила о встрече группы помогающих практиков. Разместившись в кресле в кругу единомышленников, она наконец смогла расслабиться.
На традиционный вопрос ведущего, есть ли у кого случай, откликнулась Ирина. Она рассказала о своей работе с Дмитрием, соблюдая правила группы: минимум клинических и никаких персональных данных, но подробно о своих чувствах к клиенту и их взаимодействии. Она с удивлением заметила, что рассказывает группе о своей печали и страхе. Удовлетворённая своим докладом, она отодвинула свой стул за круг и около часа слушала своих коллег, которые описывали свои чувства и переживания, если бы были на месте Ирины и Дмитрия в этой истории.
По окончании встречи Ирина чувствовала поддержку и утешение. Но ещё больше она была рада видеть Дмитрия через несколько дней. Перед этой сессией она не испытывала волнения, но была воодушевлена.
До начала практики студенты-психологи изучают технику и этику взаимодействия с клиентом. Но каждый психотерапевт, каждый клиент, каждая новая связь и перспектива уникальны, поэтому применение любых правил зависит от текущего контекста.
Что же такого испытала Ирина, что позволило ей избавиться от груза напряжения в работе с Дмитрием? Иначе говоря, что позволило ей выйти за пределы себя и своих реакций на клиента и точнее вернуться к своей профессиональной роли психотерапевта? Это была балинтовская группа.
Автор метода — британский психоаналитик Майкл Балинт. Он изучал природу и силу отношений между врачом и пациентом. Но в его группах участвовали не только врачи общей практики, а представители разных помогающих профессий, в том числе, психологи, психотерапевты, психиатры, соцработники, священники и полицейские. Уже почти 70 лет группы успешно работают по всему миру. Продолжают встречи и группы, собранные самим Балинтом.
В опубликованной в 1957 году книге "Врач, его пациент и болезнь" Балинт описывает отношения между врачом и пациентом как "взаимную инвестиционную кампанию". "Врач и пациент вносят свой вклад с подразумеваемым ожиданием взаимной выгоды: врач хочет помочь пациенту и зарабатывать на жизнь, а пациент хочет чувствовать себя лучше".
Это основа для взаимного доверия и уверенности, которые позволяют принимать и выдерживать краткосрочные стрессы и неопределённость без какого-либо длительного вреда. Результатом разумного инвестирования и тщательного культивирования являются мощные и значимые отношения между пациентом и врачом.
Группа работает просто, в три шага:
1. референт представляет сложный случай — проблему отношений с клиентом, а не вопрос техники психотерапии
2. группа задаёт уточняющие вопросы, помогая референту сформулировать окончательный запрос
3. участники группы размышляют, ставя себя на место психотерапевта и клиента, и, используя утверждения "Я", выражают то, что они чувствовали бы, если бы были в этих отношениях.
При обсуждении описанной выше истории один из членов группы вполне мог бы описать, насколько беспомощным и бесполезным он будет чувствовать себя, заботясь длительное время об этом клиенте, которому не становилось лучше. Другой член группы, скорее всего, отметил бы, как клиент, насколько он ценит еженедельные встречи с Ириной.
Обученные ведущие групп облегчают этот процесс, поддерживая атмосферу уважения, обеспечивая конфиденциальность и безопасность внутри группы, защищая докладчика от осуждения, оценки или давления каким-либо образом, а также тщательно контролируя обсуждение, чтобы быть уверенным, что и психотерапевт, и клиент получают должное внимание.
Эти отношения между специалистом и клиентом обеспечивают контекст, необходимый для наилучшего применения этических норм и техники психотерапии. В современном мире психотерапия непрерывно развивается, и возрастают требования к ней. Балинтовская группа даёт нам модель и процесс, которые вместе показывают нам, как можно больше инвестировать в наши отношения с клиентами, чтобы создать контекст, необходимый для оказания наилучшей возможной помощи.
t.me/balintonline
Статья
71
Опубликовано: 20 августа 2024