Риски психотерапевта в работе с клиентом
Работа психотерапевта насыщена рисками. Каждый день люди рассказывают нам свои самые волнующие, трагические и ужасающие истории, какие только можно себе представить. Они говорят о насилии, страдании и чувстве безысходности. Они могут вполне осознанно манипулировать и давать обрывочную или ложную информацию. Со временем большинство психотерапевтов научается разграничивать свои эмоции и эмоции клиента, оберегая свои собственные чувства. Однако, даже когда мы соблюдаем необходимую дистанцию, иногда переживания клиента проникают в самые глубины нашей души так, что мы не понимаем и не осознаём этого.

Я думаю, что многие из вас могли бы описать подобные случаи в своей практике. Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях.

В медицине есть свои средства безопасности от болезней пациентов: халаты, маски, перчатки и так далее. Но эмоционально не все врачи оказываются защищёнными. И так как ими не принято проявлять признаки собственной "слабости", медику остаётся искать укромное местечко, чтобы выплакаться наедине с собой, либо же стать стать циничным.

Для создания атмосферы доверия мы проявляем заботу о клиенте и дарим ему душевное тепло. Это помогает ему быть более открытым к исследованию проблемы и принятию конструктивного риска https://6pi.ru/article.php?574, но вынуждает нас испытывать близость и дискомфорт от неожиданных и почти всегда неприятных переживаний, что неизбежно приводит к изменению нашего восприятия и нашей внутренней структуры. Чем больше наши клиенты в своих историях касаются тем, связанных с нашими собственными нерешёнными проблемами, тем больше незащищёнными и обременёнными мы можем чувствовать сами себя.

Мы принимаем на себя ответственность за клиента на всё время терапии. Мы чувствуем обязанность сострадать ему и быть с ним в оговоренное время, несмотря на его настроение и поведение. Приветствуя клиента на первой встрече, мы осознаём, что находимся в начале нового увлекательного приключения. Оно будет трудным и очень интимным. Порой клиент может идеализировать нас до божественного состояния, а может обесценивать, игнорировать, издеваться над нами, устраивать игры или даже хотеть уничтожить нас. И несмотря на всё это, а также вне зависимости от событий в нашей собственной жизни (болезни, рождения, смерти, печали и радости), мы должны быть с клиентом и поддерживать его.

Если бы заранее знать о возможных рисках работы с тем или иным клиентом, мы бы ни за какие деньги не взялись за это. Нереально, регулярно выслушивая слезливые истории, избегать сильного влияния впечатлений от такого общения. Но об этих рисках мы можем узнать порой только через годы. Возникшие образы и слова, услышанные от клиентов, навсегда врезаются в нашу память и остаются с нами до конца жизни, временами оглушительно напоминая о себе.

Каждый раз я чувствую беспомощность, ужас и растерянность, когда вспоминаю рыдания подростка, потерявшего всю семью. Или отвращение и ненависть, когда я услышал от одного из клиентов, как он получал удовольствие от издевательств над котятами и щенками.

Джеффри А. Коттлер: "Как мы относимся к историям, которые мы выслушиваем от своих клиентов? Как мы удерживаем эти истории в своей памяти? Как мы живём, храня в своей памяти эти истории? Отвечу вам кратко: это очень нелегко."
Источник:  
Хэштеги:  
Статья
113
Опубликовано: 16 мая 2022
Комментарии
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567