[Что такое "Я"?
Почему "Я" иногда делаю то, что не хочу и не планировал/-а?
Почему "Я" так бешусь от некоторых людей или ситуаций?
Зачем "Я" иногда хочу быть таким идеальным? О чем мой перфекционизм?
Нормально ли то, что иногда "Я" веду себя так, как будто вовсе не "Я" управляю собой, а какая-то "высшая сила"?]
Так, мы уже что-то знаем про нашу Тень - часть нас, которую мы можем не принимать, не признавать или совсем не осознавать (читайте мою статью "Идеальное отражение").
⠀
И значит, все, что мы осознаём про себя, это уж точно часть нашей сущности...
А здесь я задам неожиданный вопрос: "А так ли это?"
⠀
Много лет назад я работала в HR службе (отдел персонала) и много занималась подбором персонала в компанию. Наша компания была очень привлекательным работодателем, и я встречалась с большим количеством кандидатов. На собеседованиях все рассказывали о своём богатом опыте работы, о деловых компетенциях и личностных качествах - в общем, о своих преимуществах.
⠀
Человек хочет представить себя в наиболее выгодном свете, чтобы получить желаемое. И что он делает? Надевает "маску" и играет социальную роль.
Вполне нормальная ситуация, не правда ли?
⠀
А как может выглядеть не вполне нормальная ситуация?
⠀
Когда человек начинает верить, что его "маска", это и есть его "Я".
Когда-то он примерил эту маску, и она к нему "прилипла", срослась так, что человек сам не способен увидеть, где его маска, а где его сущность.
⠀
Я говорю сейчас о той части нашей личности, которую К.Г.Юнг назвал Персона.
Как правило, это идеальные аспекты личности, представляемые вовне.
⠀
Вспомните своё детство, или если у вас есть дети, вспомните свои наказания им: "так не ведут себя", "тсс, не шуми/не бегай/сиди спокойно", "не влезай во взрослые разговоры" и много других советов, как принято и как не принято.
⠀
Да, конечно, мы все живём в социуме, и некоторые нормы поведения нам следует знать и придерживаться их.
⠀
И когда мы имеем гибкую психику, в нашем арсенале есть несколько "масок", которые мы примеряем от случая к случаю (во время светской беседы, в театре, в научном сообществе, на вечеринке с друзьями, находясь с детьми, и прочее). И тогда Персона - это лишь способ представления себя миру.
⠀
Но в случае травматической основы, Персона становится средством защиты себя от мира.
И возникает ложное "Я", как ответ на травму и способ выживания.
⠀
Это естественное стремление ребёнка - к ощущению комфорта. И ребёнок очень быстро научается, каким ему надо быть (а вернее - казаться), чтобы ему было комфортно. Это происходит инстинктивно, как стремление к самосохранению.
⠀
Что же плохого, спросите вы, если человек научается все время пребывать в комфорте?
Хороший вопрос!
⠀
Беда в том, что чем "толще" и ригиднее Персона, тем дальше человек от своего истинного "Я". А конфликты между истинным и ложным "Я" приводят к невротическим расстройствам.
⠀
В лучшем случае, человек испытывает душевные терзания, хуже, если внутриличностные конфликты становятся невыносимыми, сказываются на отношениях с другими людьми или приводят к психосоматике.
⠀
___________________________
✔Случалось ли вам, к примеру, встретить учителя,
который был Учителем по жизни, и считал своим долгом учить
не только в классе, но и на улице, в магазине и дома?
⠀
✔Наверное, легко сможете себе представить профессора,
который держится статно и выражается исключительно научным языком
не только в профессиональном сообществе, но и со своими детьми
и с друзьями на рыбалке?
⠀
❓А нет ли у вас самих свойства, к примеру, всегда улыбаться,
даже если внутри обидно или горько?
Или помогать другим по первому зову, даже если помощь нужна вам самим?
⠀
❓Есть ли у вас такие моменты или места, когда вы ощущаете,
что никому и ничего не должны? Где вы можете быть просто самим собой...
⠀
❓А хорошо ли вы понимаете, что значит "быть самим собой",
какое же ваше "Я" настоящее?..
Статья
545
Опубликовано: 18 марта 2021