Top.Mail.Ru
Зачем болеют дети?
[Любовь к детям заставляет нас по-настоящему переживать, когда заболевает любимое чадо. Но предполагали ли вы, что за болезнью или травмой ребенка может стоять не вирус из садика, испорченный йогурт или привычка не смотреть под ноги? Верите ли вы, что часто для выздоровления детей нужно что-то большее, чем выполнение рекомендаций врачей? В любом случае, предлагаю вам прочить статью ниже. Возможно, она позволит вам увидеть другую важную грань отношений с вашим ребенком.]


Зачем болеют дети?

Да-да, я не опечаталась. С какой целью болеют наши дети?..

***

Помните один из выпусков "Ералаша", в котором герой – школьник не хотел идти в школу и решил симулировать плохое самочувствие? Он искусственно повысил себе температуру грелкой. Вряд ли нам стоит сочувствовать этому мальчику, ведь он это делал специально, осознанно – чтобы не идти на контрольную…

***

А возможно ли неосознанно вызвать у себя заболевание?

К сожалению, возможно…

И я хотела бы показать вам это с двух сторон:

ОТ ЧЕГО и ДЛЯ ЧЕГО болеют дети?



Одна из наиболее частых причин заболеваний детей – плохой контакт со своими чувствами. К сожалению, далеко не в каждой семье принято развивать у детей эмоциональный интеллект. И многие дети не то, чтобы не умеют говорить о своих чувствах, а даже не осознают их!

Очень часто значимые близкие (в первую очередь, это мама) в младенчестве и раннем детстве не отзеркаливают* и не присоединяются** к аффектным чувствам ребенка.

[*отзеркаливать – эмпатически следовать переживаниям ребенка, дать ему представление о том, что он здесь-и-сейчас испытывает, назвать это чувство словами]
[** присоединиться к чувству – дать понять, что это чувство нормально, что многие в подобной ситуации чувствовали бы то же самое]
Приведу простые примеры.

Малыш заплакал от испуга, обнаружив, что мамы нет рядом. А мама, вместо того, чтобы взять его на руки и сказать: "Малыш, ты испугался. Мама рядом.", оставляет его в кроватке, считая, что не стоит приучать ребенка к ручкам. "Пусть проплачется 15 минут".

Или на детской площадке у ребенка взял игрушку другой малыш – ребенок начинает испытывать вполне естественную злость и отбирает назад свои игрушки, на что мама начинает его стыдить: "не жадничай – дай поиграть" вместо того, чтобы присоединиться к его чувствам и помочь найти выход из этой ситуации: "мне бы тоже не понравилось, если бы забрали без спроса мои вещи – я бы тоже разозлилась…".

***

Как вы думаете, почему родители с таким усердием занимаются развитием речи или физическим развитием детей, а про развитие эмоционального интеллекта часто "забывают"?

***

Причины разные, конечно. Сегодняшнее поколение родителей, как правило, само выросло в условиях, когда чувствам не придавали такого значения, которое начинают придавать в наше время. А то, чего они не получили сами, они не смогут передать своим детям. Соответственно, либо родители даже не задумываются, насколько важно развивать в детях навыки понимать и справляться со своими чувствами. Либо сами не в состоянии справиться со своими чувствами и даже не осознают их.

И если отзеркаливания чувств и присоединения к ним нет, ребенок вырастает, приучаясь бессознательно прятать свои чувства (злиться – стыдно!) или их даже попросту не понимая.

Чувства есть, а выхода им не дают! И вынуждено реагировать тело… будучи тесно связанным с психикой. Это как в театре: есть чувства – они должны "выстрелить"! Если не словом, то симптомом.

***

Конечно, каждая история индивидуальна, и у каждого симптома – свой смысл. Иногда для того, чтобы добраться до ядра смысла, приходится распутывать сложный клубок символических взаимосвязей.

Психика человека – саморегулируемая система. Способов "поместить" труднопереносимое чувство в тело – очень много! Можно использовать те органы, которые имеют наименьшую сопротивляемость в результате ранней физиологической недостаточности. Или же те органы, которые "готовы" приступить на службу потребностям психики на наследственной основе – как результат идентификации со значимым взрослым.

Ассортимент возможностей у психики большой! Смыслы симптомов могут быть очень индивидуальными и раскрываться в результате длительной работы по символизации этих симптомов.

***

А ДЛЯ ЧЕГО болеют дети?

… Чтобы быть услышанными!



И если нам удается "услышать" симптом, понять про что он, ему нет больше смысла так сильно сигналить.

Именно это является главной целью работы с психосоматикой (детской и взрослой) в кабинете психоаналитика – услышать, о чем "говорит" симптом.

Но работа психоаналитика имеет и другую важную часть помимо анализа – обучение. Когда симптом услышан, важно перевести его на язык, которым сама психика сможет "разговаривать". Научить распознавать возникающие чувства и проживать их, говорить о них.

***

А вот еще интересный вопрос: "ДЛЯ КОГО болеют дети?" Конечно же, для нас – значимых взрослых, родителей. И если ко мне приводят ребенка с психосоматикой, я обязательно взаимодействую и с родителями. Ведь чуть ли не самая главная задача – научить их "слышать", о чем им хочет "сказать" тело их ребенка.

NB! Все, что написано выше про заболевания справедливо относится и к ТРАВМАМ! К сожалению, травматизация детей очень часто имеет те же бессознательные мотивы, что и различные заболевания.

***

И если вдруг (я не суеверна, но тьфу-тьфу-тьфу) заболевает ваш ребенок, вы, конечно, обращайтесь к врачу и следуйте его назначениям! Но... посмотрите внимательно на своего ребенка и подумайте, а, может, ему и правда, просто не хватает вашего внимания, понимания, заботы и любви?...
Статья
565
Опубликовано: 18 марта 2021
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567