Top.Mail.Ru
Всегда ли психотерапевт должен быть честным с клиентом?
Мы уделяем немало времени созданию и поддержанию вокруг себя ауры мудрости и абсолютной уверенности в любых своих идеях и решениях. Мы обставляем свои кабинеты и публикуем в соцсетях дипломы, сертификаты, умные книги и студийные фото. Многие клиенты не имеют никакой возможности усвоить такой объём информации, зато вряд ли будут сомневаться в нашем мастерстве.
 
Мы легко подбираем нужные цитаты классиков и современников мировой психотерапии. Располагаем людей к разговору, внимательно слушаем, не отводя взгляд, выразительно угукаем и мило улыбаемся. Мы ведём неторопливую и рассудительную беседу, задавая вопросы с глубоким смыслом и вставляя умные слова. В ответ на чрезмерную настойчивость кого-то из клиентов мы можем даже дать практическую рекомендацию. И, если он будет следовать ей, обязательно испытает облегчение. Но на самом деле почти всё наше рабочее время мы находимся в неведении, волнении, озадаченности и нерешительности. Пусть со стороны этого и не видно.
 
Мы можем опираться на свой многолетний и успешный опыт, но и он не гарантирует нам позитивный результат с новым клиентом. Как выдержать это напряжение и тревогу? Смогу ли я правильно понять запрос клиента? Выгляжу ли я как человек, которому можно доверять? Не скажу ли я что-то неосторожное? Сумею ли я вовремя и надёжно разобраться со всеми возможными сложностями? Не знаю. Нам необходима уверенность в себе, поэтому мы вдохновляем и себя, и клиента. "Да, я обязательно помогу вам", – даже если сильно сомневаюсь в этом.
 
В подобных убеждениях клиентов мы говорим не совсем правду, но не лишаем их выгоды. Наша вера в себя и в психотерапию создаёт у клиентов ощущение начала изменений и дарит надежду на благополучное избавление от недугов. Мы остались бы совсем без клиентов, если бы при каждом промахе вслух сокрушались: "Как жаль, я снова неправ". Никто из клиентов не придёт во второй раз, если мы будем кристально честны с ними на первой же встрече.
 
И, если люди хотят жить лучше, они должны поверить в эту ложь. Врачи тоже недоговаривают, но не чтобы показаться более компетентными, а защитить пациентов. Каково вам было бы услышать от своего врача во время операции: "Ой!"?
 
Без веры не будет магии, ведь настрой на успех повышает вероятность достижений. И это плацебо влияет не только на позитивные ожидания клиентов, но и на наши собственные надежды.

Неэтично не только осознанно и преднамеренно вводить людей в заблуждение, но и говорить всю правду только для того, чтобы чувствовать себя честным человеком. Некоторая ложь может быть не только необходимой, но и терапевтичной. Она защищает клиентов от действительности, к которой они ещё могут быть не готовы.
Но всё же мы должны помнить, что ложь не может быть основным средством помощи, как бы она ни способствовала прогрессу. Чтобы чересчур не возвысить себя, мы должны быть в меру сдержанными и предусмотрительными. Мы не обязаны верить в собственную способность помочь клиенту. С другой стороны, это порой не бывает лишним.

Записывайтесь в балинтовскую группу 15 мая в 16:00 Мск https://edunote.ru/course-1001
Статья
225
Опубликовано: 13 мая 2024
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567