Top.Mail.Ru
Щедрость и скупость аналитика в ординарной аналитической ситуации.
В психоанализе предполагается, что аналитик готов предоставлять анализанту свое время, свои профессиональные знания и компетенции, свое внимание и поддержку, способствовать созданию безопасной и благоприятной среды для исследования и понимания аспектов личности и обстоятельств жизни анализанта. Аналитик может проявлять щедрость через активное слушание, эмпатию, предлагая интерпретации и сохраняя непредвзятое отношение. Скупость проявляется в нежелании или неспособности аналитика оказать анализанту необходимую поддержку или внимание, отсутствии интереса. Скупость может препятствовать терапевтическому процессу, создавать препятствия для роста и понимания анализанта.
Рассмотрим ситуацию, когда анализант сообщает аналитику о невозможности прийти на следующую встречу, просит ее отменить без оплаты либо перенести на другой день, как пример и феномен некоторого абстрактного аналитического случая. Это довольно ординарная, временами случающаяся ситуация, как в ней может проявиться щедрость и скупость аналитика? Если аналитик соглашается с предложением анализанта, что он проявляет? Нескупость? Вероятно, данное согласие можно было бы наделить смыслом готовности аналитика проявлять понимание и эмпатию, что вроде бы указывает на нескупость аналитика, по крайней мере, в денежном аспекте. Вместе с тем, проявляется скупость в аспекте анализа, так как откликаясь положительно на такую просьбу аналитик, тем самым редуцирует пространство анализа. В случае, если бы был фрустрирующий отказ, это, во-первых, создало бы предпосылки обсуждать мотивы и смыслы в создавшейся ситуации. А, во-вторых, позволило бы показать готовность аналитика сохранять контейнерующее пространство анализа от разрывов, что дало бы психике анализанта знание о том, что анализ предоставляет ему надежное, стабильное пространство. Знание о том, что такое пространство есть, само по себе уже может носить терапевтическое свойство. Ведь нередки ситуации в жизни, когда выполнявшие родительскую функцию взрослые не всегда имели возможность дать ребенку внимание в том объеме, в котором ребенок в конкретный момент времени в нем нуждался, что могло быть воспринято психикой ребенка как то, что "мне не хватает места в поле внимания родителя", и зародить определенное сомнение или тревогу "а в целом, в жизни есть ли для меня место и пространство?", что может опосредованно влиять на разные стороны жизни анализанта. Когда анализант хочет пропустить встречу, а аналитик с этим соглашается, это может стать повторением того детского опыта. Таким образом, проявляя эмпатию и понимание к обстоятельствам отмены сессии аналитик проявляет аналитическую скупость, сокращая пространство анализа.
Хэштеги:  
Статья
241
Опубликовано: 13 ноября 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567