Психотерапевт с богатым опытом приобретает больше в балинтовской группе, чем начинающий. У него было время познать ценность и ограничения того, чему он научился ранее. У него также было немало разочарований и успехов в практике, и он видел достаточно человеческих страданий, чтобы стать более чувствительным.
Причина недостаточности академического образования и наставничества, по-видимому, заключается в том, что теоретические лекции, даже если они основаны на случаях из практики, вряд ли дадут психотерапевту больше того, что он может получить от книги. Находясь под сильным влиянием такого обучения, специалисты забывают во взаимовыгодных отношениях учитель-ученик, что психотерапия означает приобретение нового навыка, а не изучение ещё каких-то теорий и фактов. Нет ничего проще и приносящего большее удовлетворение, чем сделать теоретические выводы о бессознательной динамике и вероятном диагнозе клиента. Но этот отрадный сговор в долгосрочной перспективе разочаровывает, потому что на самом деле он слишком поверхностен и не даёт средств для осуществления терапевтических изменений.
Вместо того чтобы позволять этой атмосфере преподавания развиваться, балинтовская группа нацелена то, чтобы помочь специалисту приобрести новый навык. Это означает значительное, хотя и ограниченное, изменение личности психотерапевта. Он должен открыть в себе способность прислушиваться к тому, что его клиенты почти не говорят, и, как следствие, он начнёт прислушиваться к такому же языку в себе. Довольно непросто усвоить теорию психодинамики, развития личности, паттернов переноса и так далее из рассказов других людей от "человеческом разуме". Точно так же, как новому физическому навыку можно научиться только в реальной жизни, обстоит дело и с приобретением психологического навыка.
Психотерапевт должен использовать свой собственный текущий опыт в качестве основы для овладения новым навыком. Прошлый опыт не подходит для этой цели, поскольку память об эмоциональной вовлечённости всегда менее жива, менее ярка, чем сам фактический опыт. Навык, приобретаемый в балинтовской группе, предполагает понимание и развитие отношений между двумя людьми (психотерапевт-клиент), и присутствие третьего лица коренным образом изменило бы эту ситуацию. Это условие автоматически исключает присутствие супервизора на сессиях с клиентом. Поэтому материалом для работы группы является доклад специалиста о том, что происходит в терапии между ним и его клиентом.
Это необходимое условие подразумевает ряд неопределённостей. Психотерапевт ещё не научился, на что обращать внимание, и он несколько застенчив и встревожен из-за недостатка навыков и понимания; как и все остальные, он тоже боится критики и, сознательно или бессознательно, старается выставить свою деятельность в наилучшем свете и свести к минимуму свои недостатки и ошибки. С другой стороны, для развития специалиста его слепые зоны, недостатки и промахи должны быть выявлены достаточно чётко и обсуждаться как можно откровеннее. Это достаточно сложно сделать в любой сфере физической деятельности, например, в танцах, социальном поведении или манерах за столом, но это ещё сложнее в психологической сфере, где всегда задействована вся личность. Более того, любое подобное изменение личности требует времени, и торопить его невозможно.
Раньше единственным тренингом, который систематически учитывал эти трудности, являлся психоаналитический тренинг, который предусматривает личностный анализ, длящийся много лет и составляющий несколько сотен часов. Поэтому важно сместить акцент с "преподавания" на работу в группе для достижения в определённой степени необходимых изменений в личных установках.
Цель балинтовской группы – помочь психотерапевтам стать более чувствительными к тому, что происходит, сознательно или бессознательно, когда специалист и клиент находятся вместе. Этот вид обсуждения сильно отличается от "сбора истории болезни", и здесь есть большие трудности освободить психотерапевтов от автоматического использования такого подхода. Главное отличие заключается в том, что сбор анамнеза касается почти исключительно объективных событий или событий, которые легко могут быть выражены словами, то есть событий, к которым и у психотерапевта, и у его клиента может сложиться отстранённое "научно обоснованное" отношение. События, которые нас волнуют, в высшей степени субъективны и личны, часто едва осознаваемы или даже полностью находятся вне сознательного контроля; кроме того, как правило, не существует однозначного способа описать их словами. Тем не менее, эти события существуют, и, более того, они глубоко влияют на отношение человека к жизни в целом и тем более к падениям и болезням, обращению за психологической помощью и так далее.
Можно с уверенностью сказать, что эти события, постоянно происходящие в сознании каждого, являются лишь отчасти разумной адаптацией к постоянно меняющемуся окружению; в значительной степени они управляются почти автоматическими паттернами, берущими начало главным образом в детстве, но на которые влияют эмоциональные переживания в дальнейшей жизни. Первая задача балинтовской группы – пробудить у психотерапевтов осознание этих автоматических паттернов, а затем дать им возможность всё более детально изучать, как эти паттерны влияют на отношение клиента к своей собственной проблеме и, с другой стороны, то, как они окрашивают или даже определяют его отношения с любым человеком, и особенно со своим психотерапевтом. Другим фактором, влияющим на формирующееся отношение клиента к своему психотерапевту, является реакция специалиста, которая также частично определяется автоматическими паттернами. Взаимодействие этих двух наборов паттернов, независимо от того, "сочетаются" ли они друг с другом и как именно, в значительной степени определяет эффективность любого лечения. С развитием практики и увеличением количества клиентов психотерапевт, должно быть, значительно расширил репертуар реакций, а это значит, что он должен осознать свои собственные автоматические паттерны и постепенно обрести хотя бы капельку свободы от них.
Интеллектуальное обучение, каким бы хорошим и эрудированным оно ни было, едва ли оказывает какое-либо влияние на этот процесс освобождения и общего расслабления. Необходима эмоционально свободная и дружелюбная атмосфера, в которой человек может столкнуться с тем, что довольно часто его фактическое поведение полностью отличается от того, что было задумано, и от того, каким он всегда считал его. Осознание этого несоответствия между чьим-то реальным поведением и его намерениями и убеждениями – задача не из лёгких. Но если между участниками будет хорошая сплочённость в группе, ошибки, слепые зоны и ограничения любого отдельного члена могут быть раскрыты и, по крайней мере, частично приняты им. Группа неуклонно развивает лучшее понимание своих собственных проблем, как коллективных, так и индивидуальных. Индивиду легче смириться с осознанием своих ошибок, когда он чувствует, что группа понимает их и может отождествлять себя с ним в них, и когда он видит, что он не единственный, кто совершает ошибки подобного рода. Более того, обнаружение и принятие этих ошибок, включая промахи ведущего, занимает совсем немного времени в группе.
Ведущий – это выражение его личности, и, конечно же, он допускает свои обычные ошибки. По общему признанию, время от времени случаются кризисы, когда тому или иному участнику трудно в полной мере осознать последствия некоторых его методов взаимодействия со своими клиентами или осознать некоторые грани своей личности, о которых он лишь смутно догадывался. С этим, однако, можно смириться, поскольку эти промахи также являются групповыми процессами и касаются не только ведущего.
Легко описать такое положение дел, но довольно трудно объяснить его динамику. До тех пор, пока взаимная идентификация участников достаточно сильна, любой отдельный специалист может сталкиваться с трудностями, потому что он чувствует себя принятым и поддерживаемым группой. Его ошибки и промахи, хотя и унизительные, не воспринимаются как выделяющие его как бесполезного члена; напротив, он чувствует, что помог группе прогрессировать, используя свои чувства в качестве трамплинов. Кризисы могут возникать, когда есть какая-то напряжённость между тем или иным участником и остальной группой, которую ведущий обнаруживает недостаточно быстро (я бы добавил, что ни его роль, ни его психоаналитическая подготовка не дают лидеру группы абсолютного иммунитета против этой опасности), и вместо восстановления хорошей сплочённости его критика может расширить пропасть.
Признаки этой изоляции или тенденции к изоляции и сопутствующая ей обидчивость могут рассматриваться как сопротивление. С одной стороны, они являются предупреждающими признаками того, что в групповой динамике решается какая-то важная личная позиция индивида; с другой стороны, по тому, как достигается и поддерживается изоляция, они показывают, в чём заключается проблема. Точно так же реакция интегрированной группы на такую попытку изоляции раскрывает другую сторону, то есть контрперенос группы на конкретную личностную проблему. То, как участник изолирует себя, а также то, как группа справляется с этим, представляет собой очень ценный материал для изучения межличностных отношений, и их полная реализация является необходимым условием для восстановления работоспособной сплочённости. Если такие кризисы случаются слишком часто или оставляют после себя горькую обиду, это признак того, что темп был слишком жёстким и что группа была вынуждена работать в условиях значительного напряжения в течение некоторого времени.
Однако не менее зловещим признаком является то, что кризисов вообще не происходит; это означает, что чувствительность и хватка группы не развиваются, группе и её ведущему грозит реальная опасность выродиться в общество взаимного восхищения, где всё прекрасно, а мы милые, умные и здравомыслящие люди. Это факт, что приобретение психотерапевтических навыков равносильно открытию некоторых трудных и не очень приятных фактов о собственных ограничениях. С этим неприятным напряжением необходимо столкнуться лицом к лицу, и группа развивается до тех пор, пока она может противостоять ему, и прекращает развиваться, как только пытается избежать его. Задача лидера группы – создать атмосферу, в которой каждый член (включая ведущего) сможет принять на себя основной удар, когда настанет его очередь.
С точки зрения психиатрии, депрессия, вызванная осознанием своих недостатков, должна быть полностью принята; идентификация с общим групповым идеалом должна оставаться, как и прежде, желательной и достижимой целью, но лидер должен очень внимательно следить за тем, когда и как того или иного члена группы "выделили" и принуждают или позволяют ему скатываться в параноидальную позицию. Только в такой атмосфере возможно достичь того, что мы называем "мужеством для признания собственной глупости". Это означает, что психотерапевт чувствует себя свободным быть самим собой со своим клиентом, то есть использовать весь свой прошлый опыт и нынешние навыки без особых ограничений. Хотя каждый доклад, безусловно, вызывает напряжение и требует усилий, результатом почти всегда является расширение своих индивидуальных возможностей и лучшее понимание проблем.
В балинтовской группе важно не торопиться. Лучше позволить психотерапевту совершать свои ошибки, возможно, даже поощрять его в этом, чем пытаться их предотвратить. Это звучит довольно безрассудно, но это не так. Помимо того, что это не подрывает доверие и достоинство специалиста, оно имеет дополнительное преимущество в том, что предоставляет достаточно материала для обсуждения, ведь у всех есть свои клиенты, идеи, успехи и трудности.
Если темп выбран достаточно удачно, психотерапевт чувствует себя свободным быть самим собой и будет обладать "мужеством для признания собственной глупости". Постепенно он начинает осознавать тип ситуации, в которой он, вероятно, утратит свою чувствительность и лёгкость реагирования, или, другими словами, начнёт реагировать автоматически. Тем временем, чувства и реакции других участников помогают ему увидеть новые возможности и ограничения, что побуждает его экспериментировать. Каждый такой эксперимент означает шаг к большей свободе и повышению квалификации.
Пожалуй, самым важным фактором является поведение ведущего в группе. Вряд ли будет преувеличением сказать, что своим примером он может научить большему, чем всем остальным, вместе взятым. В конце концов, методика, которую мы пропагандируем, основана на точно таком же умении слушать, которого мы ожидаем от психотерапевтов. Позволяя каждому быть самим собой, высказывать своё мнение по-своему и в своё время, следя за правильными сигналами, то есть выступая только тогда, когда от него действительно чего-то ожидают и излагая свою точку зрения в форме, которая вместо того, чтобы предписывать правильный путь, открывает возможности для специалиста в решении проблем клиента, лидер может продемонстрировать в ситуации "здесь и сейчас" то, чему он хочет научить.
Очевидно, что никто не может соответствовать этим строгим стандартам без некоторых недостатков. К счастью, нет необходимости в совершенстве. Ведущий может совершать ошибки – на самом деле, он делает это довольно часто – не причиняя особого вреда, если он может принимать обратную связь от группы. За этим нужно следить очень внимательно, и необходимо указывать на любые колебания группы в разоблачении ошибок ведущего. Очевидно, что эта свобода не может развиться, если ведущий пытается подстраховаться или объяснить свои недостатки. Это очень полезный знак, если группа может указать ведущему на них, не отвергая его и не становясь враждебными по отношению к нему.
Использованы материалы статьи Майкла Балинта
Training General Practitioners in Psychotherapy by Michael Balint M.D., Ph.D., M.Sc. Consultant, Tavistock Clinic, London.
Reprinted from THE BRITISH MEDICAL JOURNAL, January 16, 1954, vol. i. p. 115, with grateful acknowledgement to the Editor.
Journal of the Balint Society 2017, 6-14.
https://balint.co.uk/wp-content/uploads/2016/01/Complete-Book.pdf
Я приглашаю начинающих и практикующих психологов и психотерапевтов любых направлений в балинтовскую группу 4 октября в 18:00 Мск
https://edunote.ru/course.php?530