Top.Mail.Ru
Зачем аналитику личный анализ?
Сейчас уже, пожалуй, никто не удивляется тому, что у каждого уважающего себя психоаналитика есть свой психоаналитик. Представление о том, что психоаналитик (или любой другой пси-практик) - это такой "идеальный" человек, самостоятельно решивший раз и навсегда все свои проблемы одним фактом наличия диплома, по большей части стерлось из массового сознания. Псевдо-логическая связка "если ты сам не можешь с собой разобраться, то ты плохой специалист", к счастью, утратила свою популярность. Напротив, теперь многие знают, что при выборе аналитика / психолога / психотерапевта, полезно обращать внимание на факт прохождения им личного анализа или терапии. Для подавляющего большинства направлений психологии это является "хорошим тоном", но в психоанализе - это необходимое и обязательное условие становления специалиста. Разберемся, почему это так?
Первый ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Аналитик должен знать о своих внутренних конфликтах и о том, как работает его собственный душевный аппарат, чтобы не проецировать свое внутреннее содержание на анализанта и не создавать неуместных воображаемых идентификаций - проще говоря, чтобы не путать то, что происходит с анализантом, с тем, что происходит с самим аналитиком. А сделать это порой бывает крайне трудно, и, пожалуй, единственный способ, который дает возможность избежать такой путаницы - это честное самоисследование в рамках личного анализа.
Второй, крайне важный, момент - это убедиться в существовании бессознательного. Не просто поверить написанному в книжках, а на собственном опыте увидеть и прочувствовать, как работают бессознательные процессы. По масштабу влияния это самая настоящая инициация, и, как любая инициация, она знаменует собой переход в качественно иное состояние. Понимание того, что в нас есть бессознательная часть, которой мы не управляем (скорее наоборот, она управляет нами), но с которой можно взаимодействовать, меняет представление о человеке и его бытии в мире кардинальным образом.
В моем опыте подтверждением того, что бессознательное существует, а психоанализ действительно работает, стали сны.
Наверняка, большинству уже известно, что психоанализ - одна из немногих практик, работающих со сновидениями. Фрейд называл сновидения "королевской дорогой к пониманию бессознательного". Во сне наша сознательная цензура ослабевает, и у бессознательных содержаний появляется шанс дойти до нас - конечно, в зашифрованном виде.
Так вот, у меня был повторяющийся сон, содержание и значение которого я не буду раскрывать по этическим соображениям, но снился мне этот сон с завидной регулярностью с 14 до 32 лет - всегда в одном и том же виде. И вот, спустя несколько месяцев анализа, этот сон вдруг начал изменяться: сначала менялись незначительные детали, затем все более важные, сюжет начал перестраиваться. Наконец, во сне мне удалось разрешить проблемную ситуацию, составлявшую манифестное содержание сновидения, и оно перестало мне сниться. Я не вижу его уже несколько лет. Для меня это стало первым неопровержимым доказательством того, что мой анализ работает. Это не было чем-то нафантазированным или притянутым за уши, дабы выдать желаемое за действительное. Это было нечто, что напрямую от меня не зависело - я не умею вызывать и контролировать сны, намеренно менять их содержание. Но что-то во мне умеет - и отзывается на проделанную работу.
Третьей причиной, обусловливающей обязательность прохождения личного анализа, является необходимость для аналитика знать и понимать, зачем он вообще занимается психоанализом. Каковы его мотивы в кабинете? Обычно все начинается с пресловутого "хочу помогать людям" (впоследствии окажется, что психоаналитик вообще не занимается помощью, но об этом как-нибудь в другой раз), однако гораздо интереснее скрывающиеся за этим альтруизмом бессознательные мотивы: в литературе и рассказах коллег я встречала различные варианты - от эпистемофилического влечения до влечения к подслушиванию. Полагаю, все они имеют место в разных пропорциях. Несколько упрощая, это примерно как хирурги реализуют свои садистические тенденции (тоже, в большинстве своем, бессознательные) социально приемлемым и одобряемым способом. Все это не хорошо и не плохо, мы устроены так, как устроены. Но аналитику всегда полезно знать, чем на самом деле обусловлен его профессиональный выбор.
Следующая причина заключается в том, что психоаналитику важно побывать на месте анализанта: прожить все связанные с этим страхи и тревоги, ощутить, как порой болезненно бывает находиться в этой позиции, каким обнаженным и незащищенным можно чувствовать себя перед лицом Другого. Аналитик должен знать, каково это, чтобы лучше, насколько это возможно, понимать анализанта.
И, наконец, last but not least. Психоаналитическое знание передается в кабинете. Невозможно понять, что такое психоанализ, только читая книги. Психоанализ - это динамическое и диалектическое единство теории и практики, причем исторически практика предшествовала теории: психоанализ появился в результате работы Фрейда с истерическими пациентками, из внезапного, обращённого к нему требования - помолчать и послушать. Так был рожден новый метод, который и впоследствии в своем теоретическом обосновании всегда опирался на клинический фундамент. В этом смысле и образование аналитика не является исключением. Психоанализ происходит в кабинете, когда в нем находятся двое - аналитик и анализант, и никакие институции или тексты мэтров (при всем уважении и к первым, и ко вторым) не могут заменить этот непосредственный опыт переживания, через который и происходит научение.
Источник:  
Хэштеги:  
Статья
297
Опубликовано: 27 июня 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567