Суицид как следствие одиночества подростка
Мой опыт консультирования в кризисной онлайн-службе показывает, что одним из основных запросов, с которыми обращаются дети подросткового возраста – это вопрос суицида. По моим наблюдениям, одиночество – непременный спутник суицидальных мыслей и действий подростка. Сам факт обращения в кризисную службу – признак того, что у ребенка нет тех людей, с которыми он мог бы поделиться своей проблемой, и быть понятым и принятым с этим.

Одиночество, как отсутствие эмоционального доверительного контакта со взрослыми – это фактор, на мой взгляд, главный (не считая сформировавшуюся клиническую депрессию и психическое нездоровье). Остальные причины, по моим наблюдениям, плотно связаны с ним. Все нижеперечисленные формы одиночества ребенок может успешно преодолеть, если у него есть доверительный контакт с родителем, а именно:

Одиночество как отсутствие друзей, понимающих и принимающих ребенка;

Одиночество как непонимание и неприятие сверстниками и одноклассникам, буллинг;

Одиночество – переезды, частая смена школ, когда ребенок не успевает адаптироваться на новом месте и каждый раз – это утрата для ребенка;

Одиночество как отсутствие занятий, продуктивной внешкольной активности, которой бы ребенок искренне увлекался, и которая бы у него действительно получалась.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни любого человека, даже когда ребенок находится в благополучной для себя, поддерживающей и принимающей среде. Если у ребенка нет доверительного контакта со значимым взрослым, то его некому проинформировать о начале подросткового периода и тех изменениях с его телом и эмоциями, которые происходят. Непонимание рождает тревогу и страх, прибавим сюда нестабильное психоэмоциональное состояние, физиологические изменения (ребенок не понимает, что с ним происходит и нормально ли это), а также фактор одиночества – в итоге отношения с окружающими ухудшаются, ребенок становится еще более замкнут, одинок и тревожен.

Тревога ребенка, если она не находит принятия и понимания, может трансформироваться в агрессию, а агрессия, как мы знаем, может быть направлена не только вовне, но и на себя. Как следствие - самоповреждающее поведение (порезы, ожоги, тату, проколы своего тела и тд), суицидальное поведение (риск, ребенок всеми силами "нарывается на неприятности), реальная попытка суицида.

На что еще следует обратить внимание родителю? Ребенок с риском суицида имеет низкую самооценку, сниженное настроение, сложности со сном и аппетитом, отсутствие мотивации сначала к учебе, потом ко всему остальному, он замкнут и необщителен. Организм и психика как будто замирают, "впадают в спячку" - начинается апатия, следующий этап - запускается процесс формирования клинической депрессии. Данное состояние подростка может возникнуть внезапно, и оно не характерно для данного ребенка и похоже на депрессию или уже является ей. Депрессия и суицид также плотно связаны. Либо наоборот, ребенок обычно замкнут и тих, и вдруг он веселится, состояние его похоже на эйфорию, раздает свои вещи друзьям и окружающим, делает неожиданные, без повода, подарки. Это – самый опасный признак, поскольку, как правило, он означает, что решение уже принято и суицидальный план уже есть.

Предшествовать такому исходу событий может ситуация либо тотального игнорирования состояния ребенка родителями, либо, когда родители со словами "мой ребенок ничего не хочет, ему ничего не надо, у него ужасный характер" обращаются к психологу (который, в случае наличия суицидальных рисков перенаправит ребенка к психотерапевту или психиатру) с просьбой что-то сделать с ребенком, "повысить его мотивацию". Но если ребенок не болен соматически, делать что-то нужно не ребенку, а его ближайшему окружению, в общем – это вопрос к родителям, к семейной системе, в которой ребенок живет и воспитывается. Родителю важно осознать это и взять ответственность за упущения в воспитании и контакте с ребенком на себя. Ответственность, в моем понимании, это ответ действием на потребности близких людей и единственно верным действием родителя при подозрении депрессивного состояния иили суицидального поведения у ребенка – это обращение к специалистам – психотерапевту или психиатру за получением очной консультации ребенка.

Также, для профилактики деструктивного поведения детей важно помнить, что в каждом ребенке есть ресурс, а также интересы, которые необходимо выявить и направить внимание ребенка на них, дать возможность увлечься чем-то значимым и конструктивным. Для этого необходимо иметь эмоциональный доверительный контакт со своим ребенком, не допускать ситуации, когда он останется один на один со своими проблемами, которые порой сложно преодолеть даже взрослому человеку.

В следующей статье мы поговорим о том, то делать родителю в случае наличия у ребенка суицидального поведения.
Статья
67
Опубликовано: 20 января 2021
© Personal Invites, 2019