Top.Mail.Ru
Субличности травматиков.
Где нет детства, там нет и зрелости.
Фрасуаза Дольто



Ни для кого не секрет, что психотравма всегда сопровождается отщеплением раненой части личности, которая уходит в глубокие слои бессознательного, обеспечивая психике относительно нормальное функционирование до поры до времени. Соответственно, чем больше травм, тем больше отщепленных частей. Это некие субличности.

Субличность - часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения с другими своими субличностями, договариваться с ними. Это такие части личности человека, сблагодаря которым, он находит варианты выхода из проблемных ситуаций, они же защищают его психику от потрясений, но так же могут защищать его и от положительных эмоциональных проявлений.

У психически здорового человека наряду с различным количеством субличностей, всегда есть 3 основные ( у Э.Берна не субличности, а Эго-состояния) – внутренние Взрослый, Родитель, Ребенок. Именно они влияют на поведение.

В психике травматика есть едва начавший формироваться Взрослый или полное его отсутствие, есть холодный, отвергающий Родитель – внутренняя Мама (чаще всего вполне соответствует матери клиента), целый полк внутренних Детей и нет достаточно хорошей внутренней Мамы.

Человек во власти внутреннего Ребенка, вынужденный выполнять обязанности взрослого (выбирать, отвечать за свои действия, заботиться, поддерживать и т.д.), ощущает груз непосильной ноши, у него нет необходимых ресурсов для эффективного взаимодействия. Ребенок всегда требует, нуждается и зависит от Взрослого. Очень хорошо иллюстрирует подобный перекос ситуация, когда маленький ребенок вынужден заботиться об одном или нескольких своих родителях в силу их психологической незрелости, или же из-за тяжелых жизненных обстоятельств (инвалидность матери / отца и т.д.). Такие дети лишены детства и находятся в состоянии перманентной фрустрации.

Какие функции должен выполнять Внутренний Родитель? Уметь контейнировать детские эмоции как хорошие, так и условно плохие, оставаясь при этом априори принимающим, дающим чувство базовой безопасности мира и любви; авансировать – верить в успех действий своего ребенка, предоставляя ему условия для самостоятельного движения к цели, справедливо критиковать – критиковать с любовью, не унижая чувства
достоинства ребенка. В случае травматика внутренний Родитель тождественен беспощадному критику, в роли которого вне психики стандартно выступает холодная, отвергающая мать.

Каким образом можно изменить ситуацию? Начать работать с психологом над формированием Внутреннего Родителя – достаточно хорошей матери и Внутреннего Взрослого, исцеляя внутренних Детей в процессе работы с травмами. Достаточно Хорошая Внутренняя Мать (Родитель) будет выполнять следующие функции (труды Д. Винникота):

1.Такая мать, которая осуществляет хороший холдинг.
Хороший холдинг: - в узком смысле – умение правильно держать ребенка на руках; - в широком смысле – удовлетворение всех потребностей ребенка, в том числе удовлетворение его эмоциональных потребностей.

2.Достаточно хорошая мать дополняет "Я" ребенка, эмоционально поддерживает ребенка. Если мать эмоционально не поддерживает ребенка, то последний вынужден самостоятельно поддерживать себя за счет собственного "Я", что приводит к нарушению его формирования.

3. Немного фрустрирует потребности ребенка. При излишней фрустрации ребенка, он становится пассивным, при полном отсутствии даже минимальной фрустрации у ребенка не формируется осознание собственных потребностей.

4. Достаточно хорошая мать также характеризуется тем, что она обозначает чувства ребенка, отзеркаливая и возвращая их ребенку. Через мать ребенок начинает осознавать и называть свои состояния.

5. Способность к контейнированию, когда она не возвращает ребенку все его эмоции непосредственно, но переработав определенным образом. Так, мать должна быть способна переработать агрессивные и иные негативные состояния ребенка и быть в состоянии их переносить и контейнировать.

Это непростая работа над собой и она проводится изначально исключительно под контролем специалиста, который поддерживает, создает доверительную атмосферу, знает необходимые методики и имеет опыт работы с подобными клиентами. Только после неоднократной проработки травм, когда травматик накапливает приличное количество ресурсов, становится достаточно осознанным (понимает как, что и почему срабатывает в его внутрипсихической реальности и чем он может себе помочь), он может продолжить формирование принимающей достаточно хорошей внутренней Матери и внутреннего Взрослого. Очень эффективно проходит работа с этой проблемой посредством работы с МАК и расстановочными техниками.

Что дает терапия? Растущее ощущение внутренней целостности, умение проживать эмоции со знаком минус без выпадения в травму; приходит принятие и любовь к внутреннему Ребенку (чем больше травмирован клиент, тем больше у него внутренних Детей), происходит закрытие его потребностей; улучшение контакта с собственным телом, умение вовремя услышать его сигналы, говорящие о дискомфорте и удовлетворение его нужд в своевременном отдыхе, правильном режиме питания, лечении; жизнь становится насыщеннее; отношения с окружающими качественно меняются к лучшему; происходит личностный рост; человек учится любить все свои части, создается ощущение базовой безопасности мира, увеличение жизненной энергии, ресурсов.

Да, это непростой путь, но он вам по плечу, если вы хотите действительно себе помочь и готовы как следует поработать над собой.

Статья
812
Опубликовано: 1 декабря 2020
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567