О "коронации", наркомании и социальной инициации.
Ритуалы инициации существовали всегда и и во всех культурах как некий переход из одного состояния в другое, например для взрослеющего человека или переходящего в другой уклад жизни. В славянской традиции, в частности, подростки назывались “отроками”, потому что были “отречены”, не допущены до вече - собрания общины где принимались важные для всех решения.



Эти ритуалы перехода никогда не были и не должны были быть простые или легкие. Ведь человек должен был что-то утратить в себе, пережить символическую смерть своей предыдущей идентичности. Они несли в себе, в том числе, и эволюционную задачу естественного отбора, когда только достаточно сильный и выносливый человек мог остаться в общине как полноправный её член. В процессе инициации можно было не только что-то как бы “показать другим” (как в случае сватовства), но и получить больший контакт со своими внутренними ресурсами, лучше узнать себя.



В этой статье я решил затронуть несколько неожиданный пример, скорее негативное последствие утраты ритуалов инициации в современном социуме - проблему наркозависимости. А также связать это, хоть и не в прямом, а в смысловом переносе с тем вызовом который есть в мире сейчас - пандемией короновируса. На мой взгляд архетипически эти проблематики схожи, в первую очередь, в своем общем “теневом” для социума содержании.




В своей книге “Наркомания - патология или поиск инициации” юнгианский аналитик из Италии Луиджи Зойа пишет что наркомания является следствием исчезновения ритуалов инициации в обществе. Он сравнивает наркозависимых с людьми не прошедшими должную социальную инициацию. Кстати, мы знаем из истории, обряды инициации зачастую проводились и с использованием психоактивных веществ, но в определенных границах и других смыслах.

Не пройдя ритуалы и не ощущая себя полноправной частью социума, своего места в нём, в наше время такие люди пытаются компенсировать это употреблением веществ изменяющих сознание. Это как правило происходит в определенных ими самими закрытых кругах или своего рода тайных сообществах (что тоже имеет важное значение для поддержания "сакральности" процедуры). Возможно сами того не понимая, в надежде пережить опыт выходящий за границы их бытия, проверить себя и свои границы на прочность, и символически пережить опыт посвящения. К сожалению из-за недостатка контакта с реальностью всё это лишь приводит к тому что они вредят сами себе, разрушая личность и здоровье.



Я не просто так упомянул здесь наркоманию как некую болезнь, локализованную в определенных изолированных кругах, ведь наркозависимый становится как правило изолирован от многих социальных процессов и зачастую становится объектом для теневых проекций, как возможно и впрочем вынужден столкнуться со своей "тенью".В благополучном исходе течения зависимости человек может найти недоступный прежде ресурс и свое место в обществе. Яркий пример - Элтон Джон, который около 30 лет не принимает наркотики, после реабилитации, но именно это "погружение на дно", по его мнению и стало важной вехой в его творчестве и профессиональном развитии.

Если же течение болезни неблагоприятно и контакта с своим ресурсом ( т.е. инициации) не происходит, то увы, печальных примеров очень много.

Почему то мне лично, происходящая сейчас пандемия очень напоминает вынужденную коллективную инициацию. Когда назрела в этом потребность.

Я предлагаю отойти от темы наркомании (здесь она нужна лишь как пример).

Давайте немного поразмышляем над происходящим, посмотрев на некоторые выводы которые делает Л. Зойа по этапам инициации как таковым. Он выделяет несколько "фаз". Читатель всегда может обратиться к самой книге, но я попытаюсь описать их по своему, как я лично это прочитал и понял как это происходит:

Есть человек ищущий нового смысла, потому что утратил старый. По старому уже жить не получается, а по новому еще не известно как. Есть острая потребность выйти за пределы своего предыдущего существования, переживаемая как пассивность, потерянность вынужденное потребление того что дают или что есть, и мечты о самостоятельности, зрелости, созидании чего-то ценного и своего.
Символическая смерть идентичности посвящаемого. Это фаза отделения от мира, изоляции, понимание своего нынешнего положения, отказ от прежней идентичности. Это влечет изменение привычного направления течения либидо, т.е. отказ от потребления и использования того, что было раньше. Здесь может быть много циклических этапов замедления и остановки катексиса либидо в прежних объектах.
Возрождение посвящаемого становится с каждым этапом посвящения всё легче и быстрее. Особенно если разделить испытание вместе с другими людьми и соблюдать определенный ритуал, дающий опыт новых границ. Также важна преемственность с прошлыми поколениями, благодаря пониманию того что данный путь проходят все.


Возможно ритуал сопровождается принятием какого то ритуального питья, например алкоголя, лекарства, наркотика, “частиц предков” и т.д. Т.е. того, что символически имеет привкус чего то пограничного, опасного, между жизнью и смертью, и тем не менее важного и ценного.

Например в христианских ритуалах причащения употребляется вино, как кровь Христову, а кровь это символ, связанный с архетипом трансформации, смерти, но и жизни (т.к. любой символ, в отличие от знака, по Юнгу, содержит как минимум два противоположных смысла).

Другой пример из в буддизма Ваджраяны, где при посвящении может выпиваться несколько капель “нектара” (который реально может состоять из алкоголя и лекарств) как некоторая завершающая часть инициации, где важно увидеть эту жидкость не только опасной, а еще и чистой, пробуждающей мудрость (т.е. как символ). После принятия в питье капель из сосуда посвящения, дается обещания ламам и другим практикующим буддистам, а если обещания не будут выполнены, то эта жидкость станет ядом, змеей и убьет посвященного изнутри. Таким образом, через веру, психическое получает доступ к собственном потенциалу перемен, переходу в новое качество, или говоря языком аналитической психологии происходит контакт в архетипом трансформации.



Наверняка каждый, читая об этих стадиях, увидел что-то свое, нашел свои параллели с происходящим сейчас.



Итак, короновирус, вирус “короны”. Сам вирус, если исследовать психологически, это нечто опасное, возможно смертельное, того что нельзя увидеть. Идеальный “экран для проекций” бессознательного, особенно его “теневого” содержания. Ведь в нашем “психологическом генофонде” много страданий, пережитых нашими предками, и выживших. Возможно кстати и благодаря нам и ради нас, живущих в будущем, если мыслить телеологически. На нас влияет не только прошлое, но и будущее.



Давайте рассмотрим символику названия нынешнего явления. Увидев данный тип вирусов в электронный микроскоп, чьё то бессознательное отреагировало уже всем известным сравнением через ассоциацию.

Корона - как символ посвящения, инициации в новый статус, экзальтация. Как известно по сказкам и мифам этому предшествует череда непростой трансформации и тестирования своих границ и способностей, т.е. борьбы за эту корону. Она делает её носителя "на голову выше" окружающих. Если человек не заслуженно получает корону, то она ему, что называется, “жмёт” и все смеются над ним. Как если бы он был de facto не обладающим лучшими качествами и лишь жаждущим быть выше других. Например из-за зависти, гордости и желания власти. В мультфильме Щелкунчик мышиный король в итоге взрывается и исчезает (как бы под воздействием инфекции которая убивает мышей одну за другой) и корона падает, утратив носителя, которому была явно велика.



По собственной практике я заметил что сейчас многие люди, в сновидениях видят похожие мотивы заражения или уничтожения чего-то неконтролируемого и опасного. Частым мотивам в ландшафте сновидения является школа, больница или другое место связанное по смыслу с коллективным переходом из одного состояния в другое.



Я считаю что к страху перед вирусом нужно относиться с большим уважением и пониманием, как бы “склонив голову”, ведь этот страх имеет глубоко архетипические корни. В каждом из нас есть гены тех самых выживших в смертельной опасности предыдущих эпидемий, как и гены наших потомков. Несмотря на то, что нынешний COV-19 не является вирусом с таким высоким уровнем смертности как например грипп “испанка”, его можно всё же рассматривать как некую прививку, которая сама по себе и хоть и может причинить вред, но тем не менее активизирует потенциал к обновлению и укреплению иммунной системы.



Однако вынужденную изоляцию возможно стоит рассматривать как первичный этап инициации. Люди остаются наедине с собой как отшельники. В этом этапе, как было упомянуто выше, происходит большой пересмотр и исследование своего нынешнего положения. Размышления об этапах движения к чему то, т.е. возможного развития. Поиска смыслов внутри себя с которыми нужно установить контакт. В мифологии и близких нам сказках есть масса примеров:

- В сказке Морозко отец отправляет дочь одну в темный и холодный лес, а затем едет забирать ее "косточки".

- В преданиях бурятских шаманов говорится что бы была вынужденная “ночевка” будущего шамана на Шаман-камне у истоков реки Ангара, и здесь требовалось просто выжить в течении холодной сибирской ночи. Адепт инициации практически всегда куда то отправлялся и как правило сначала один. И после трансформации или символической смерти предыдущей идентичности открывалась возможность контакта с новыми процессами, которые практически всегда коллективные, а не сугубо индивидуальные (вспомним что Корона это не только предмет, но и понятие которое включает в себя власть, закон и многое другое "социальное"). Таким образом осознаются ресурсы уже не индивидуальной, а коллективной психики. Индивид находит свой контакт с коллективным, "своих людей" и свое место в мире.

Сейчас многие люди например стали понимать ресурсы современных технологий для поиска и взаимодействия с теми другими, кто является их единомышленниками в каких-то вопросах или интересах. Даже старое поколение (и наверное в данной ситуации особенно оно) обратило свой взор к изучению возможностей интернета.

В индивидуальной психологии мы часто можем видеть что человек получает лишь то, чего на самом деле хочет и к чему стремится. Возможно даже не осознавая этого. А что если пандемия возможно является ответом на некий коллективный запрос? Ведь одиночество и потерянность в больших городах это одна из проблем, о решении которой давно размышляют не только психологи.

В частности депрессия, так распространенная в нашем мире, является нарушением или частичной остановкой течения либидинозной энергии (с позиции психоанализа), и как указано выше, на второй стадии инициации, как и при положительной динамике лечения депрессии, нас ждет смена прежних объектов и нахождение новых для катектированного либидо через предварительное (и в данном случае вынужденное) прекращение его привычного течения.

Люди уже стали активно использовать возможности нового вида контактов в условиях самоизоляции, возможно в ближайшее время мы увидим развитие этих интернет ресурсов, когда всё больше людей начинают понимать свою потребность в коллективе единомышленников и активно удовлетворять эту потребность, чувствуя себя важной частью чего-то большего, приближаясь тем самым целям и задачам социальной и личной инициации. Возможно происходит то, о чем Юнг писал в книге “Эон”, анализируя богатое культурно-историческое наследие человечества и связь индивидуального и коллективного, но это уже тема для другой статьи.

Статья
94
Опубликовано: 12 апреля 2020
© Personal Invites, 2019