"Субстанция" - новый шедевр или омерзительный оммаж Кроненбергу
Фильм 2024 года "Субстанция" (англ. The Substance), относительно недавно добравшийся до российского проката, никого не оставил равнодушным. В этом, пожалуй, его главное достоинство. Вызывая у зрителей то отвращение, то восхищение, творение Корали Фаржа взбудоражило их умы, привыкшие в последние годы к красивому кино без какого-либо смысла. У "Субстанции" смысл есть, метафоры прозрачны и доступны каждому. Работа с кадром, монтажем и светом на высоком уровне. При этом, мое личное мнение, произвести такой фурор удалось достаточно среднему кино, что само по себе уже симптоматично.
Отдельного внимания заслуживает жанр боди-хоррор. В этой нише снискал себе славу Д.Кроненберг, умело сочетая ужасы, фантастику и мистику. Не всем его последователям это удалось. Но по какой-то причине новые боди-хорроры тепло встречаются в Каннах. По сравнению с успехом абсолютно проходного "Титана" 2021 г., Золотая пальмовая ветвь "Субстанции" не выглядит так уж удивительно.
В "Субстанции" задействованы актеры средней руки: постепенно уходящая с небосвода звезда Деми Мур, восходящая звездочка Маргарет Куолли и звезд с неба не хватавший Деннис Куэйд. В любом случае в этом затянувшемся на два с половиной часа клипе актерская игра уходит на второй план, уступая место видеоряду и звуковому сопровождению.
Дитя постмодерна, "Субстанция" наполнена аллюзиями на произведения прошлых лет: "Портрет Дориана Грея", "Докрор Джекилл и мистер Хайд", "Фауст" Гёте, кубизм Пикассо, "Муха" Кроненберга. Послания легко считываются: имя главной героини, которую играет Мур, Элизабет Спаркл (sparklе, англ. – сиять, блистать). Похотливый продюсер Харви сразу напоминает Вайнштейна.
Смысл лежит на поверхности. Фильм о старости и о старении. Режиссер Корали Фаржа остро переживала кризис сорокалетия и сумела перенести свою тревогу на экран. "Субстанция" о том, на какие жертвы готовы пойти люди ради признания Другого, ради получения зрительских симпатий, внимания публики и своего идеального образа. Очереди к пластическим хирургам выстраиваются благодаря низким самооценкам, тщетным надеждам и ложным обещаниям. Элизабет соглашается претерпеть фантастические мутации лишь бы остаться в обойме, пусть не самой, а в лице двойника. В мире шоу-бизнеса человеческие существа низведены до их образов, отражений в зеркале.
Мораль проста, не делай ставку на "Я", попытайся занять субъективную позицию. Если сводишь себя только к телу, рано или поздно тебя ждет глубокое разочарование. Но Элизабет живет ради Другого, для которого она всего лишь кусок мяса, увы, не первой свежести. Финал предсказуем с самого начала, хотя и трудно предположить, что он окажется настолько тошнотворным. Монстр в финале – то, какой себя видит Элизабет в точке, где её видит Другой.
Мы могли бы пойти дальше и пофантазировать, что в фильме идёт речь о детско-родительских отношениях, о критике клонирования (ведь есть же разделение желтков), о недопущении вмешательств в промыслы Творца и дьявольских кознях Харви. Всего этого нет в фильме. Два часа ждёшь, когда сюжетная линия вильнёт куда-то в сторону от шоу-бизнеса. Но нет.
Более любопытна версия, согласно которой речь идёт о безумном мире психотика. Элизабет живёт в бреду, Сью всего лишь ее галлюцинация. Старина Харви, Другой психотика, как это случается, жестокий и злой. Психоз развязался в туалете, где Элизабет подслушала его разговор и поняла, что теперь отправляется на свалку.
Заманичивая идея для клиницистов, но фильм не про это. И я предлагаю читать его по мере способностей зрителей, для которых он предназначался. "Субстанция" ставит диагноз современному обществу. С другой стороны, сочащаяся популярность данного фарша сама по себе является нашему обществу диагнозом. Ведь зритель уплетает современные "шедевры", как Элизабет куриные лапки.
Статья
68
Опубликовано: 20 декабря 2024