Посвящается всем искателям совершенства и идеальных форм (начиная от формы собственного тела и заканчивая формой идеальных - aka "здоровых", "гармоничных" - отношений), а также апологетам самодостаточности.
Обратимся к "Пиру" Платона - диалогу, в котором лучшие мужи своей эпохи задаются вопросом о природе любви. Одна из речей принадлежит Аристофану: он рассказывает миф об андрогинах.
"Изначально люди были сферичны и обладали четырьмя руками и четырьмя ногами, а также двойным набором гениталий; полов было три (мужской, женский и гермафродитный). Эти существа жаждали власти и пытались штурмовать Олимп и напасть на богов. Поэтому Зевс решает разделить каждого пополам. С того времени люди отчаянно ищут свою "вторую половину": любовь и есть этот поиск целостности.
Речь Аристофана одновременно и трагична — любовь состоит в нескончаемом поиске нашей утерянной второй половины, — и комична. Комична, поскольку Платон здесь смеется сам: по Лакану, речь Аристофана — не что иное, как высмеивание платоновской sphairos, представленной в "Тимее". Почему сфера смешна? Во-первых, потому, что, согласно Аристофану, наш сферический предок, "если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед", — в то время как, уточняет Лакан, sphairos Платона "обладала всем нужным ей в себе самой". Во-вторых — что более важно — как я думаю, для Лакана аристофановские сферы смешны постольку, поскольку они не могут любить друг друга, они безнадежно разделены. Необходимо вспомнить, что в классическом мире (фактически до Коперника, Кеплера и Галилея) сфера считалась идеальной формой, а ее движение — наиболее совершенным. Сфера может наслаждаться совершенством своей герметичности, но она не может любить другую сферу; следовательно, любовь (человеческая, несферическая) должна быть несовершенной, она должна предполагать определенную неадекватность. Целью высмеивания сферы является высмеивание всех концепций любви, базирующихся на (невозможной) идее совершенного adaequatio. Любовь имеет отношение к поиску целостности, но сама никогда не может быть целостной: боги не могут любить".
Цитата из: Лоренцо Кьеза, "Le ressort de l'amour": Лакан и Платон.
Статья
65
Опубликовано: 16 октября 2024