Как это пережить???
Так вот сталось, граждане, что нашел я повод поделиться своими соображениями по вопросу мало освещаемому в текстах и иных вещательных средствах.
Всем известно, что существует (предложено психологами) пять стадий проживания потери или еще вариант – проживания горя. Писано-переписано по этому поводу довольно много. Я хочу остановить свое повествование на стадиях проживания чего? Правильно – похвалы.
Возможные варианты этого довольно редкого в отношениях промеж людями явления:
- восхищение объектом (реакция объекта, коий по отношению к себе сиречь субъект)
- комплимент (условно женщине от условно мужчины)
- одобрение (ну…разумеется искреннее от, разумеется, родителя в сторону чада)
- любезность (ой…так вот чтобы сразу понять где она у нас (в России) есть?.. Ну, допустим, в продуктовом магазине от продавца. Или от кого-то из очереди, кому-то из очереди)
- благодарность (эммм…предположим, от водителя сотруднику ГИБДД)
ну и иже с этим вот всем.
Толчком к тому, чтобы сей текст стал появляться, послужила очередная сессия с одной моей пациенткой – человеком редкой чувствительности и, как следствие, уязвимости. Человеком редкой остроты ума и, как следствие, много думающего. А еще - она прекрасный художник и поэт. Так вот, вследствие этой самой сессии, и имевшего место диалога, приобрелась идея описать стадии проживания похвалы (или вариантов оной) людьми, которые не особо привыкли купаться в лучах славы и фейерверков из чепчиков и шампанского.
Итак.

1. Отрицание.
- Всмысле(!) прекрасна (прекрасно)??? Вы это сейчас кому молвили??? Как мне??? Быть этого не может! (и далее – Вы врете, Вам от меня чего-то надо, Вы шпиён вражеской разведки, инопланетянин, бухой и прочая, и прочая).
Вот, да – не знает девушка, что такое восхищение ее красотой, умом, талантами, будь то музыка или умение готовить бомбические пироги. Не знает, потому что на заре своей жизни главная фраза, звучавшая от значимых взрослых, была: "Ты можешь лучше. А это – ну…пойдет". При этом я намерено не упоминаю набившие оскомину воспоминания, типа "Меня отвергали, меня били, меня на годы отдавали бабушке" - это другие истории. Не менее драматичные. Но другие. Речь идет о "вроде бы". Вроде бы принятие. Вроде бы положительная оценка. Вроде бы… Однако, отсутствует самое важное, что должно быть со стороны взрослых – искренность, наполненная эмоциями. Без них, ваша похвала, уважаемые тупые родители – это использованная туалетная бумага, коию надлежит смыть, дабы не портила пространство.
Можно даже ничего не говорить, но если эмоциями Господь не обидел, то ребенок получит архиважный опыт – опыт принятия и эмоционального насыщения. А это не менее архипозитивнейше будет сказываться на его идентичности и самооценке в дальнейшем.
Когда такого опыта нет, а еще круче, когда ему (ребенку) ставят в пример соседских "ангелочков", "отличников", "талантов", "образцов благовоспитанности и прилежания" (мазафака!!!), то практически можно со всей ответственностью заявить, что родительская джига на костях их ребенка удалась, и они со всей своей извращенной любовью взращивают внутри безусловно талантливого от Бога ребенка, будущее унылое гуано, которое поплывет по жизни с печалью и вонью в душе. Не, ну тут тоже может быть варик, если везенье случится, и этот повзрослевший человек с почти убитыми талантами окажется в кабинете психотерапевта – тогда есть шанс на реанимацию и перерождение. Тогда есть шанс, что он будет становиться категорически неудобным всему его окружению с птичьего двора. Шанс, что он сможет почувствовать, много лет будучи склеенными, крылья за своей спиной. Но, эт ежели повезет…
Так вот это самое отрицание по сути является защитной реакцией на непереносимую нагрузку на психику, которая не знакома с явлением эмоциональных объятий, нежности, похвал и восхищений. Это, как если бы…Вам, уважаемый Читатель (разумеется, знающий, что такое любовь, принятие и нежность), кто-то бы предложил голому(ой) прогуляться по Антарктиде в июле месяце. Ну хотя б, полчасика, а? Вы бы, разумеется, стали бы от этого предложения всячески защищаться, возможно даже, что и с дубиною в руках. Так и психика – воспринимает эту похвалу или комплимент, как нечто невозможное, непереносимое, опасное.
Далее.
Если так случается, что вышеупомянутая придуманная девушка (ну, пусть она уже послужит примером), оказалась в поле внимания нормального (сильного духом) мужчины, и он настаивает (ненавязчиво, разумеется) на том, что она прекрасна, то может наступить следующая фаза "проживания комплимента", коию можно наименовать как

2. Примерка
Отчасти, это подвид сомнения, с той особенностью, что присутствует состояние "…а вдруг подойдет? ..." - в смысле, подойдет похвала. Как подходит, например, дорогущая шмотка, которая сшита на тебя так, что "будто родилась в ней", но!.. "Бляха-муха, как жеж это дорого! Деньги, вроде бы есть, но, чтобы на СЕБЯ СТОЛЬКО потратить??? Но каааак же она (эта весчь) хороша…И как жеж жалко денег. На себя. Не на картошку семье."
И начинается мучительный процесс допуска крамольной мысли, что…можно. Что…достойна. Что…возможно, это я прекрасна и… "чё там он еще несет…". Появляются грёбаные страхи про корысть комплементирующего, про то, что "а…ну как привыкну к ТАКОМУ – может и не начинать лучше?.." и про много чего ещё… Однако, иллюстрацией просвета в ее пыльной голове является то, что она начинает допускать до глубин своей донельзя замудоханной женской сущности эмоциональную составляющую прозвучавших слов. Здесь нужно заметить, что тот, кто это произнес, теперь отвечает "за базар", поскольку, если, мужик, ты был не искренен, то:
а) ты не мужик и
б) ты только что убил надежду
Поэтому, "господа гусары!", если имеете что-то приятное, нежное сказать даме – будьте по-настоящему искренни и эмоционально прокачаны. Если нет – то "Ржевский, молчааать!!!". В противном случае, вы очередной раз (может даже уже в последний) подкрепите её уверенность в своей ничтожности и бессмысленности собственного бытия.
Двигаясь далее по линии восхождения к своей женской сути, у нее наступает третья фаза взаимодействия с комплементом, а именно

3. Понимание.
Тут следует отметить, что это ещё не счастливый финал, хотя осталось чуть-чуть. Это можно сравнить с тем, когда вдруг, изучающий китайский язык, "о, чудо!" - начинает понимать, что говорит ему простой китайский крестьянин, по поводу того, что "так твою-растак, какого рожна ты, европейская твоя морда, смотришь на меня истуканом и не покупаешь мой рис?!".
Да! Вот ура! Вот почта Victoria!
Это значит, что до нее (до нашей героини) начинает доходить семантическое значение услышанных буквосочетаний, именуемых словами. Пока еще только на уровне (все еще замудоханных) мозгов. Еще только на уровне принятия информации. Без эмоционального "мясца", то есть голая конструкция, остов, скелет сказанного. Это пока еще не живое, но!.., оживающее. Здесь, по-прежнему важна роль глаголющего комплимент. Глаголить он может даже и молча, но вот глаза – глаза должны генерировать эмоцию – ту составляющую, которая явится "водою живою", коия пробудит ото сна красавицу, родительской тупостью и жадностью усыпленную. Проявится это пробуждение тем, что ты, мужик, увидишь в глазах услышавшей слова твои, несмелые искорки наивной, по-детски беззащитной доверчивости, открытости, радости, из которых начнет разгораться пламя женственности, уверенности и благоположенности взрослой, достойной и плавной фемины. Девушка приняла (пока еще умом) то, что услышала. Костюмчик подошел. Можно идти на кассу. Разрешение получено. Я смогла. Засим, следует завершающая глава этой саги, наименованная мной

4. Слияние
Здесь мы имеем спокойный, без сомнения и страха "расчет на кассе" за тот "ачешуенно дорогой костюм", который она не стала упаковывать "пусть повисит в шкафу", а просто срезала ценник и, надев, вышла из этого "бутика комплементов". Расправившая плечи, раскрывшая глаза, излучающие любовь. Она, если приглядеться, не идет, а левитирует в паре сантиметров над мостовой, двигаясь уверенно, неспешно, без суеты и той самой, имевшей место замудоханности. Она – Женщина.

Эпилог.

Если использовать этот текст в качестве медитации, то все фазы сократятся по времени их проживания и можно будет научиться сразу быть в слиянии с похвалой и принимать её в любой форме, без усилий, как само собой разумеющееся.
Относительно тупых и жадных родителей скажу следующее. К ним я отношу тех, кто требует (или когда-то требовал) от своих детей прилежности, дисциплины и чистоты в помещениях, никак при этом не проявляя (или не чувствуя) любви "без обоснований", не восторгаясь самим фактом их присутствия в Пространстве, не аплодируя их успехам на каком бы то ни было поприще, будь то утренник в детском саду, победа над очищаемой картошкой на кухне или же получение гранда на обучение в Оксфорде. Помните, что если не было в начале жизни ребенка достаточного количества похвал и ретрансляции в его адрес безусловной любви, то забудьте о том, что он выиграет "гранд на счастье". По крайней мере, до тех пор, пока не научится принимать такое простое явление как ПОХВАЛА. Самостоятельно или через психотерапию – не важно.
Как вы понимаете, этот текст в равной мере касается и девочек, и мальчиков. Разница – в деталях и то, незначительная.
Статья
104
Опубликовано: 1 ноября 2020
Комментарии
© Personal Invites, 2019