Top.Mail.Ru
ПРИЗРАК МЕЛАНХОЛИИ (психоаналитический взгляд на фильм "История призрака" )

Можно сказать, что метафора призрака в психоанализе играет особую роль. Фантазии, иллюзии, психическая реальность субъекта не уступает реальности, которую многие называют объективной. Внутренние противоречия, желания, представления, страхи часто приносят гораздо большую боль субъекту, чем внешние обстоятельства.

"A Ghost Story" (с англ. История призрака) - американский художественный фильм, автором сценария и режиссером которого является Дэвид Лоури. Главные роли исполняют Кейси Аффлек и Руни Мара. Мировая премьера фильма состоялась 22 января 2017 года на кинофестивале "Сандэнс".
Сюжет фильма укладывается в несколько предложений. Счастливое течение жизни одной пары, живущей вместе в уединенном доме, прерывается внезапной гибелью героя в автокатастрофе. Оставшись без любимого, героиня тяжело переживает утрату, но в конце концов покидает дом. Герой же не покидает мир живых, став призраком. Он слишком привязан к дому, поэтому обречен оставаться в нем, безмолвно наблюдая за всем происходящим со стороны.

Меланхоличная атмосфера фильма создается особыми приемами режиссера: затяжные кадры, передающие ощущение особого течения времени, панорамные съемки с одинокой фигурой призрака, минимум диалогов, пронзительные мелодии музыкального сопровождения фильма, созданные Даниилом Хартом. Мы попадаем в мир призрака, где стерта грань между реальным и воображаемым, внешним и внутренним. История субъекта, который оказался не способным смириться с потерей и отпустить прошлое.

Данный фильм иллюстрирует психоаналитический взгляд на работу скорби и меланхолии, концепцию потерянного объекта, психического времени, механизма последействия, невозможности означающего при меланхолии.

Скорбь и меланхолия

В 1917 году З.Фрейд пишет работу "Скорбь и меланхолия", где размечает сходства и различия работы скорби и меланхолии. Общим для них является утрата объекта желания, и связанные с ней болезненное настроение и потеря интереса к внешнему миру. Работа скорби заключается в откреплении либидо от утраченного объекта и поиск нового объекта желания. Отличием меланхолии является потеря способности выбрать новый объект и направление либидо на Я.

На примере героини фильма мы можем рассмотреть работу скорби. Она потеряла любимого человека. Говоря языком психоанализа, она утратила объект сексуального влечения. Либидо вязко, оно не может так сразу скользнуть на другой объект. Скорбь нужно пережить, необходимо время. Затяжные сцены фильма напоминают нам об этом.

Сцена прощания в морге показывает героиню, стоящую возле трупа любимого. Она накрывает его простыней, скрывает от взгляда, прощаясь с его телом. Затем мы видим долгую сцену с поеданием пирога. Подмена сексуального влечения удовлетворением орального влечения, некая регрессия в оральную фазу - к более первичным способам снятия напряжения. С последующей рвотой. Это говорит нам, что героиня не хочет принять в себя ситуацию утраты, она отторгает ее от себя. Ее объект находится во внешнем мире. Спустя определенное время героиня пробует новые отношения, и в конце концов покидает дом. Она встроила утрату в свою историю, либидо освободилось. Теперь она может жить дальше.

В отличие от героя. Герой слишком сильно привязан к своему объекту- дому. Его либидо приклеилось к объекту. Он не может принять потерю, он отрицает утрату, отрицает смерть. Поэтому герой не способен умереть, облекая себя на призрачное существование.

Ю.Кристева называет меланхолика живым мертвецом. У меланхолика нет других желаний, кроме потерянного объекта. По словам З.Фрейда, важным представляется понимание того, не Кого потерял субъект, а Что он при этом утратил. Меланхолик не осознает этого, все его представления сгустились в образе утраченного объекта, который он помещает внутрь себя. Меланхолия работает так же: либидо отнимается от представления об утраченном объекте и приписывается образу собственного тела. Меланхолия является неспособностью терять, отпускать. От яростного нежелания отпустить потерянный объект он помещается внутрь. Амбивалентность отношения к объекту запускает ненависть к нему за его уход. Так как объект проглочен и находится внутри субъекта, аффект ненависти смещается на собственное Я. Поэтому меланхолики так склонны к суициду и даже самоубийству.

Тоска по утраченному

В психоанализе концепция потерянного объекта всегда связана с тоской по первичному объекту, представление о котором навсегда нами утрачено благодаря инфантильной амнезии.
Иллюстрация данной концепции отражается в диалоге двух призраков:
- Я кого-то жду.
- Кого?
- Я не помню..
Кто же он? Тот кого я не помню, но кто навсегда оставил след в моем бессознательном?

Первичный объект влечения. Чаще всего это грудь, сосок. Первичный способ снятия напряжения. Не стоит забывать, что грудь всегда не только грудь, но и отклик материнского объекта, интонация голоса, отношение. Фиксация на оральной фазе дарит нашему обществу алкоголизм и ожирение.
Чтобы субъект смог ощутить себя, ему необходим другой. Речь и взгляд матери выступают в роли зеркала, в котором субъект находит свои первичные идентификации. Стадия зеркала, стадия сборки субъекта, фаза нарцизма. Именно здесь, по словам Ю. Кристевой, встает черное солнце меланхолии. Отношение меланхолика к собственному Я является отражением взгляда и отношения другого.

В тексте песни, которая является основным саундтреком к фильму, находятся отголоски путаницы мест: "ты- это я..". И это является одним из главных понятий, ведущих к пониманию работы меланхолии. Напоминаю, утраченный объект проглочен героем. Грань между внутренним и внешним размыта. Фрейд говорит, что при меланхолии "тень объекта упала на Я", тем самым указывая на смешение Я и объекта.

It is all about time

Речь идет о психическом времени, в котором отсутствует хронологический порядок. В конце концов, мы видим уже двух призраков одного и того же героя. Спиралевидное течение времени, где все познается в последействии. Где первое может возникнуть лишь при появлении второго. И это фундаментально! Обретая, мы в тот же момент и теряем, а точнее обрести мы можем лишь в момент потери.
Сцены фильма переплетены. С каждым последующим показанным витком жизни героя нам открываются новые грани познания происходящего.

Записка

Загадочным и притягательным лейтмотивом фильма является записка, которую героиня прячет пред тем, как покидает дом. Еще в начале фильма она рассказывает о традиции облекать в слова свои чувства при прощании с прошлым. Ее тревога опредмечена, она способна облечь тревогу в означающее.

Тревога возникает там, где нет означающего. Там, где невозможно найти слова, допустить словесное представление до сознания, допустить символ в пределы Я. Тревога - это аффект без представления. И если невротик смещает вытесненное представление на объект фобии, либо навязчивые ритуалы, то на месте представления у меланхолика пустота.
Не потому ли так монотонно и настойчиво пытается герой обрести то необходимое ему слово, которое героиня оставила на бумаге. Найти означающее, которое даст ему освобождение. Позволит принять утрату, проститься с прошлым, признать себя? Даже его способ достать записку, медленно скребя ("сердце глодая себе.."), отражает меланхолическую позицию, где так замедленно время, где отсутствует желание, где активность практически сведена к минимуму. Вся меланхолия по сути своей является призраком.

Завершение

Закончить хочу словами Ю. Кристевой: "Я живу живым мертвецом, оторванным, кровоточащим, обращенным в труп куском плоти, в замедленном ритме или в промежутке, в стертом или раздутом времени, поглощенном болью..Я живу как рана или лишение, дабы в какой-то момент открыть, что моя боль — лишь отсрочка ненависти или желания заполучить власть над теми, что покинули меня. Моя депрессия показывает, что я не умею терять, я теряю себя..".

Источник:  
https://vk.com/@kit_rostunova-prizrak-melanholii
Хэштеги:  
Статья
1172
Опубликовано: 3 сентября 2020
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567