Нарциссически-мазохистический характер
Добрый день.

Предлагаю поговорить сегодня о мазохистическом характере, как попытке поддержания собственной моральной силы и нарциссизма. Нормальный нарциссизм выглядит, как я-окей и ты-окей, я хорош и мир хорош, я люблю и меня можно любить. В конце будут приведены клинические примеры, которые будут интересны коллегам и всем тем, кто интересуется психоаналитическим методом, и вообще, поможет составить картинку, как же работают психоаналитики и с чем.

Итак, что же это такое нарциссически-мазохистический характер?

Люди с мазохистическим характером считаются теми, для кого боль и страдание - это необходимое условие для получения удовольствия, а не источник удовольствия сам по себе.

Что это значит? Условно, что любви без страданий не бывает.

Другими словами, через страдания и лишения они зарабатывают себе право на любовь. Его нельзя любить просто так, он недостоин любви. И, страдая, человек этот запрет как бы снимает. "Мне было так плохо и теперь я достоин любви, потому что я мучался". Эти люди много отдают в отношениях и по жизни, очень моральны и терпеливы, не пикнут о том, что плохо, ведь все это: выносливость и исключительная терпеливость поддерживают в них надежду, что теперь, когда они так угодливы - их можно полюбить.

При нарциссическом характере отношения с любовью выглядят несколько по-другому: "Я хочу любви, но не верю, что меня можно любить". Отсюда и становится понятным запрос на всеобщую любовь, если понятие "все" приравнять к "никто".

Нарциссический характер связывают с более ранними нарушениями, чем мазохистический. Так как нарциссы - условно скучают по себе, а мазохисты по другому человеку.

Вообще нарциссизм, как таковой это хорошая вещь, которая каждому из нас позволяет использовать местоимение я и говорить о себе, при нарциссическом характере свое я человек не чувствует, и поэтому складывается ощущение, что он только о себе и говорит, так как он это ощущение собственного Я пытается уловить эхом со стороны.

Нарциссизм появляется в результате сепарации от матери, где вместо "мы" появляется "я и она", происходит разделение.

Нарциссически-мазохистский характер возникает в ситуации, когда законное самоутверждение находится в дефиците, и человек, переживая отвержение и то, что по сути он "пустое место" cоздает ситуацию, где его существование подтверждается не взглядом матери, а через переживание боли и страдания. То есть переживания моральной или физической боли формируют, c одной стороны, ощущения я есть, а с другой стороны это дает ощущение силы и подконтрольности происходящего внутри. Очень часто именно с этой целью, чтобы связать собственные запутанные и непонятные эмоциональные состояния, человек наносит себе самопвореждения, эмоции перерабатываются телом, это дает ощущение "я есть, мое состояние понятно, просто и подконтрольно" - так люди наводят душевный порядок.

Формирование нарциссически-мазозистического характера происходит из следующих посылок:

1. Боль является необходимым и неизбежным сопутствующим фактором разделения и достижения самости. Возможно, "Doleo ergo sum "(Я страдаю, следовательно, существую) является предшественником" Sentio ergo sum "(Я чувствую, следовательно, существую) и "Cogito ergo sum " (Я мыслю, следовательно, существую).

2. Фрустрации и дискомфорт, связанные с отделением от матери, которые по сути лишь необходимые события, обращающие нас к миру, воспринимаются как нарциссические травмы, то есть они наносят ущерб чувству магического всемогущего контроля и угрожают невыносимой пассивностью и беспомощностью перед лицом воспринимаемой внешней опасности. Это прообраз нарциссического унижения.

3. Ребенок пытается защититься, чтобы восстановить угрожающую самооценку, искажая природу своего опыта. Вместо того чтобы принять факт беспомощности, младенец вновь обретает контроль, делая страдания частью своего опыта и тем самым управляемыми. Я расстроен, потому что хочу этого. Я заставляю свою мать быть жестокой". Как говорится, если не можешь остановить бунт - возглавь его, в случае, когда психика не справляется, люди начинают считать происходящее - частью своего выбора. Как в случае насилия, жертвы думают, что они виноваты в этом сами, то есть это произошло по их воле.



КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР (отрывок из статьи The Narcissistic-Masochistic Character by Arnold M.Cooper (1988)

Клиническая виньетка 1 мисс А., 26-летняя студентка, поступила на лечение с жалобами на хроническую тревогу и депрессию, чувство социальной изоляции и ряд неудачных отношений с мужчинами. Она была младшей на три года из двух сестер, которые были детьми отчужденного, молчаливого, преуспевающего бизнесмена отца и матери, которая восхищалась своей красотой и почти все свое время посвящала сохранению своей красоты. Мисс А. вспоминала, что в детстве у нее бывали сильные приступы гнева, которые пугали всю семью, но в промежутках между приступами она была послушным ребенком и отличницей. Хотя она всегда чувствовала себя холодной и отстраненной в своих отношениях, она вспомнила, что почти до полового созревания она продолжала поднимать огромный шум, когда родители уходили на вечер. Она не вынесет, если они оставят ее одну.

Когда она начала встречаться в возрасте 14 лет, эта еврейская девушка из среднего класса выбрала для своих спутников чернокожих мальчиков из низшего класса и настояла на том, чтобы привести их домой, чтобы они познакомились с ее родителями. Как следствие, они с отцом поссорились и буквально не разговаривали друг с другом с тех пор, пока отец не умер, когда ей было 16 лет.

К тому времени, когда она начала лечение, она несколько раз повторила следующую схему с мужчинами: она будет сильно увлечена мужчиной, который, как она знала с самого начала, был неподходящим. Он мог быть женат, или кто-то, кто был интеллектуально ниже ее, или кто-то, кого она действительно не любила. С самого начала их отношений она понимала, что так продолжаться не может.

Она проецировала это чувство и сильно злилась на этого человека, потому что он, по ее мнению, был ненадежен и угрожал бросить ее. В своей ярости она становилась все более вызывающей, в конце концов приводя к разлуке, которую она одновременно желала и боялась. Тогда она впадала в депрессию и чувствовала себя покинутой. Повторение этого паттерна было главным элементом переноса. Она никогда не опаздывала на прием, вовремя оплачивала счета, изо всех сил старалась быть "хорошей пациенткой", хотя ей было трудно говорить. Она была убеждена, что я с нетерпением жду окончания каждого сеанса, перерыва на выходные или начала каникул, потому что я был рад избавиться от нее, и она чувствовала, что не сможет выжить без меня. (Ей снилось, что она плывет в космосе, изолированная, и снятся несчастные случаи.

На первый взгляд, ее идеализация меня была полной, но сны и другие данные показали гнев и обесценивание, которые пронизывали эту кажущуюся идеализацию. Идеализация в переносе никогда не бывает у взрослого чистой идеализацией, но всегда сливается с той скрытой яростью, которую ребенок испытывал в процессе сепарация-индивидуации. Она никогда не позволяла себе взять отпуск или пропустить встречу, очевидно, чтобы сохранить ясный отчет, что я был тем, кто сделал все это. Это было подробно проанализировано.

В середине анализа, весной этого года, она планировала свой летний отпуск, не зная точно, какие даты будут у меня в отпуске. Мы долго обсуждали ее план, и впервые она почувствовала себя уверенной и довольной тем, что может уйти в самостоятельную разлуку. Несколько недель спустя я упомянул на одном из сеансов, что даты отпусков были удачными, потому что фактически мой отпуск совпадал с ее отпуском. Она сразу же пришла в ярость и пожалела себя, что я уеду и оставлю ее, и стало совершенно неважно, что она заранее сделала свои собственные приготовления к отъезду. При анализе этого эпизода выяснилось несколько вещей.

1. Большая часть ее самоуважения и самопознания состояла в том, что она представляла себя невинной покинутой мученицей.

2. Она чувствовала комфортное знакомство и контроль над своими интимными объектами только в контексте своей способности создавать чувство покинутости или провоцировать фактическое оставление объекта. Это было на своем базовом уровне доэдипальным по своей природе и ясно отражало ее чувство того, что ее нарциссическая мать не заботится о ней.

3. Кроме того, это созвездие представляло собой повторение эдиповых проблем, и в переносе она также переживала аспекты своих эдиповых отношений с отцом. Все доэдиповы созвездия имеют другую переработку в течение эдиповой фазы, но эта последняя не составляет всего восстанавливаемого содержания генетического созвездия.

4. Невыносимое разочарование в первоначальных инфантильных требованиях любви и единения привело к нарциссически-мазохистской защите. То, что она теперь искала в своих отношениях, замаскированных под ненасытную потребность во внимании, было повторением болезненного отказа, но со скрытым удовлетворением нарциссического контроля и мазохистского удовлетворения. Требование любви было отвергнуто в пользу удовольствия быть отвергнутым. Это парадигматическая последовательность нарциссико-мазохистской патологии.

Клиническая картина 2

40-летний успешный корпоративный руководитель вошел в анализ, потому что он погрузился в глубокую депрессию после обвинения в незначительных нарушениях в некоторых финансовых маневрах. На самом деле он был невиновен в обвинении, которое возникло из-за столь же невинной ошибки одного из его помощников. С него официально сняли все подозрения, и все это с самого начала было пустяком.

Тем не менее, это был один из пожизненной серии фактически или потенциально саморазрушительных провокаций в важных ситуациях, которые характеризовались также его неадекватной неспособностью защитить себя с достаточной энергией перед лицом нападения, последовавшего за его провокацией. Эти инциденты регулярно сопровождались чувствами подавленности и жалости к себе, но на этот раз чувства были сильными. Он не мог избавиться от чувства, что позорно выставил себя напоказ перед коллегами, что вся его карьера рухнет и что он окажется посмешищем с фальшивыми претензиями на величие.

Таким образом, данный симптом сочетал в себе мазохистское, провокационное саморазрушение и жалость к себе с чувством нарциссического коллапса. Я приведу лишь несколько важных аспектов истории болезни и курса лечения. Я намеренно оставлю без внимания большую часть Эдипова материала, который возник в ходе анализа и был истолкован; вместо этого я сосредоточусь на более ранних аспектах развития. Это будет набросок, и многие важные вопросы не будут проработаны.

Он был младшим из троих детей, единственным мальчиком и, как он признался позже, самым любимым ребенком. Он с горечью вспоминал собственное детство. Он чувствовал, что не получил ничего ценного от своих родителей и что они не сыграли никакой положительной роли в его жизни. Он считал себя Фениксом, рожденным из самого себя, своих собственных отца и матери. Эти чувства горькой обездоленности – никто никогда ничего мне не давал – формировали мазохистский поток на протяжении всей его жизни. Его мать была очень самовлюбленной женщиной, видевшей в сыне возможность реализовать свои амбиции в отношении богатства и статуса, страстные желания, которые она беспрестанно ругала отца за то, что он их не удовлетворял. Больной почти не помнил привязанности матери и чувствовал, что она использовала его только для собственного удовольствия и в качестве союзника против его слабого, пассивного отца. Его отец имел скромный успех, пока не началась депрессия, когда пациенту исполнилось четыре года, и он вместе со своим бизнесом рухнул, так и не оправившись. Это, вероятно, нанесло серьезный удар по любым попыткам идеализации, которые могли быть предприняты. Родители постоянно ссорились, мать каждый день напоминала отцу о его неудаче, и мальчик помнил, как сильно боялся, что они расстанутся и его бросят.

Острый край его депрессии поднялся вскоре после начала анализа, обнаружив уровень хронической депрессии и характер бесконечной несправедливости и жалости к себе, прикрытый социально успешным фасадом обаяния и веселости. Он чувствовал, что, хотя многие люди считали его своим другом и искали его, у него не было друзей, и он ни к кому не испытывал теплоты. Возможно, он любил свою жену и детей, но он так устроил свой рабочий график, что ему никогда не приходилось находиться рядом с ними в течение длительного времени. Он чувствовал себя одиноким и жил в постоянном страхе, что с ним случится какая-нибудь беда.

Инцидент, который ускорил его депрессию, беспокоил его отчасти потому, что он чувствовал, что его тянет вниз что-то тривиальное, а не эпизод, достойно грандиозный. Он бесконечно боролся со своими партнерами по бизнесу, предъявляя дико необоснованные требования и чувствуя несправедливое отношение, когда они не поддавались. В то же время он поддерживал убийственный темп работы и никогда не просил о легкодоступной помощи, которая могла бы уменьшить его рабочую нагрузку. У него была механически адекватная сексуальная жизнь с женой, и он бесконечно мечтал о красивых женщинах, с которыми хотел бы переспать. На самом деле он был убежден, что будет импотентом с кем угодно, кроме своей жены, и никогда не решался завести роман.

В самом начале лечения он выразил две серьезные озабоченности в отношении меня. Во-первых, что моей целью было сделать его "таким, как все". Я не смогу жить, если буду думать, что я такой же, как все. Я лучше буду плохим или мертвым, чем не буду кем-то. Прежде чем я откажусь от ощущения того, что со мной происходят ужасные вещи, я хочу быть уверенным, что не откажусь от ощущения своей особенности.

Во-вторых, он был убежден, что я не интересуюсь им, что я вижу его только потому, что хочу получить гонорар. Это его вполне устраивало, потому что он не проявлял ко мне никакого интереса, но его беспокоило, что я, возможно, не нуждаюсь в гонораре настолько сильно, чтобы он мог рассчитывать на мое присутствие так долго, как ему захочется. Интересно, что убежденный тогда, что я видел его только из-за денег, он регулярно опаздывал с оплатой счетов и беспокоился о последствиях, но не упоминал об этом сам. Когда я заговаривал о его опоздании, он испытывал одновременно ужас оттого, что я сейчас рассержусь на него и вышвырну вон, и ярость оттого, что у меня хватило наглости вымогать у него деньги, когда все знали, что он честный человек.

Затем перенос, как и вся его жизнь, быстро развил множество нарциссических и мазохистских тем. Ранний перенос сочетал в себе как идеализирующие, так и зеркальные формы. Эти нарциссические переносы, на мой взгляд, всегда одинаково мазохистичны, поскольку они регулярно наполнены яростью и ожиданием разочарования. Идеализация часто является основой для построения больших, более поздних разочарований. Став взрослыми, нарциссические мазохистские персонажи больше не имеют подлинных ожиданий того, что их грандиозные фантазии будут удовлетворены.

Скорее, грандиозные фантазии являются поводом для воссоздания бессознательно приносящих удовлетворение разочарований. Кажущаяся ненасытность столь многих из этих пациентов не вызвана чрезмерной потребностью; напротив, она представляет собой повышение их потребности в любви, времени, внимании или чем-то еще до уровня, необходимого для того, чтобы быть уверенными, что она не может быть удовлетворена. Этот человек, например, казалось, с нетерпением ждал сеансов, был дружелюбен, чувствовал, что мои самые очевидные замечания были блестящими, казалось, был счастлив приписать мне все разумные идеи, которые он имел в анализе. Другой стороной этой монеты, однако, было его гневное убеждение, что я использую свой интеллект полностью в своих интересах и не заинтересован в том, чтобы помочь ему. Он чувствовал, что вся аналитическая работа делается им самим. Типичный сон был о нем и проводнике, взбирающихся на высокую гору, добивающихся замечательных успехов, но никогда не говорящих, и с ним во главе.

Обсуждая этот сон, он сказал: "Все, что вы здесь делаете, это подталкиваете меня вперед. Почему бы тебе не помочь мне больше? Вся работа – моя. Мне невыносима мысль, что кто-то еще имеет отношение к тому, что я делаю". Фантазии такого рода имеют двоякую цель: поддерживать грандиозный, всемогущий образ самого себя и поддерживать образ полностью отвергающей матери.

Нарциссическая часть фантазии требует мазохистской части. Я отдаю себе все, а моя мать не дает мне ничего". Чувство грандиозности и чувство жалости к себе, как это ни парадоксально, являются сторонами одной медали, и ни то, ни другое не может существовать без другого. Нарциссическое грандиозное "я", видимое во взрослом человеке, никогда не может быть изначальным зародышем нарциссизма, но всегда смягчается переживаниями разочарования, которые затем становятся неотъемлемой частью нарциссической фантазии. "Я великий человек, потому что я преодолел злобу моей отказывающейся матери".

На более позднем этапе лечения, когда я настойчиво поднял вопрос о его чувствах ко мне, он отреагировал яростно, сказав: "это процесс, а не человеческие отношения. Тебя здесь нет. Вас нет. Просто за моей спиной раздается бестелесный голос". Пока я настаивал и обсуждал, как трудно ему было признать, что он получил что-то от меня и что-то чувствовал ко мне, он сообщил: "Я чувствую себя жутко. У меня есть физическая реакция на эту дискуссию". Он испытывал легкую деперсонализацию, связанную с нарушением самости и нарциссической стабильностью, которая была вызвана возрождением остатков подавленной привязанности к матери. Признание этой связи немедленно вызвало чувство ужасающей слабости, пассивного подчинения злобному гиганту. С другой стороны, это мазохистское, пассивное, виктимное отношение к злобно воспринимаемой матери было бессознательным источником нарциссического удовлетворения (я никогда не уступаю ей) и мазохистского удовлетворения (я наслаждаюсь страданиями от рук монстра).

Многое в жизни этого человека можно было рассматривать как попытку нарциссического отрицания скрытых, пассивных мазохистских желаний. По мере того как восстанавливались воспоминания о нежных отношениях с матерью, он начинал плакать, впадал в депрессию и видел во сне, как я вытаскиваю из него большую черную штуковину, раковую опухоль, которая не выйдет наружу, но убьет его, если выйдет.

Анализ, который раньше был ему приятен, теперь стал чрезвычайно болезненным, и он настаивал, что я намеренно унижаю его, заставляя раскрыть свою глупость, потому что я знаю ответы на все вопросы, которые я ставлю перед ним, а он – нет. Мне нравилось делать из него беспомощного дурака. Ему снилось, что он находится в кабинете психиатра в Бруклине, что для него означало унижение, и получает специальную форму лечения. "Я был загипнотизирован и совершенно беспомощен. Люди смеются надо мной, хохочут, как в сумасшедшем доме. Потом я бегу вниз по склону через большой гараж антикварного магазина".

В другом сне в это время он сидел за рулем огромного блестящего старинного Кадиллака 1928 года выпуска в отличном состоянии. "Когда я веду машину, руль разваливается, правая половина его отрывается у меня в руке, затем большой черный блестящий капот исчезает, затем крышка радиатора исчезает". Он родился в 1928 году. В это время у него также развился преходящий симптом замедленной эякуляции, который был формой активного удержания молока, которое, как он настаивал, было у него отнято. Возрождение подавленных позитивных связей с матерью угрожало его основным мазохистским и нарциссическим характерологическим защитам.

Все его чувство исключительности зависело от гордости за то, что он перенес необычные лишения от рук матери, и весь его опыт любви и благосклонности матери воспринимался им как угроза пассивного подчинения высшей злой силе. Он воспринимал этот поворот в лечении как угрозу его жизни нарциссического и мазохистского удовлетворения и подвергал его опасности близости, взаимной зависимости и подлинного признания степени его бессознательно искомого горько-сладкого удовольствия в самоповреждении и самоотчуждении.

Растущее осознание связи со мной сопровождалось обострением фантазии о том, что я был всемогущей, сдерживающей матерью, а он – жертвой, ребенком. На этом этапе в лечении его коллекционирование несправедливости выросло до новых усовершенствований. Частые просьбы о смене места встречи, сложные сны, которым я не давал волшебных, блестящих толкований, тот факт, что он еще не вылечился, мое настойчивое требование оплачивать сеансы – все это было доказательством моего злонамеренного утаивания и его невинной жертвы.

Накопление несправедливости, частично являющееся результатом хрупкого и фрагментированного представления себя и объекта, также является облегчением чувства вины, усилением ярости, укреплением мазохистских и нарциссических защит. Эти пациенты действительно подвергаются жестокому обращению со стороны особенно влиятельных лиц, к которым они испытывают особую болезненную привязанность.

После долгой работы над этим случаем произошли два инцидента, которые сигнализировали об изменении переноса. Во-первых, я допустил ошибку, указав дату встречи, которую он отменил. Вместо своей обычной реакции возмущения и негодования он резко выпрямился на диване, глядя на меня так, словно это была моя первая ошибка. Второй инцидент произошел несколько недель спустя. После особенно упорного сеанса я сказал: "я хотел бы, чтобы мы могли лучше понять ваши отношения с матерью." - Ты хочешь сказать, что действительно не знаешь ответа?" Я заверил его, что нет, и что мы должны решить это вместе. Теперь он начал признавать мою реальность как человеческое существо, подверженное ошибкам и все же заботящееся о его благополучии. С этого момента ситуация все больше напоминала классический невроз, хотя и со многими, многими обходными путями к глубоким мазохистским и нарциссическим проблемам.



Дочитали ли Вы до конца?

С уважением, Наталья Терехова

психолог, психоаналитик

8 968 929 19 42


Статья
228
Опубликовано: 29 июня 2020
Комментарии
© Personal Invites, 2019