Top.Mail.Ru
Горе. Фазы горя.

В научной литературе изучение реакции на горе неотделимо от понимания феномена утраты, так как горе обычно возникает после потери чего-то, что являлось жизненно важным для человека и ставит перед ним сложные задачи психологической адаптации. Переживая утрату, человек испытывает сильные эмоции, которые необходимо перенаправить в другое направление, и принимать новую реальность. Но глубокие проблемы утраты возникают тогда, когда потеря имеет жизненно важное значение для человека, что требует от него особенного понимания и принятия новой реальности.

Кроме трагической утраты близкого человека, Г.В. Старшенбаум отмечает, что причинами горя могут быть и другие события, такие как потеря имущества, работы, социального статуса. Кроме того, люди ощущают глубокую боль в случае неудачных отношений, таких как отмененная свадьба, прерванная беременность или рождение ребенка с серьезными проблемами со здоровьем. И, конечно, нельзя забывать о тягостной утрате здоровья [5, с. 171].

Хотя понятие утраты включает в себя различные ситуации, наиболее тяжелыми и повсеместно распространенными являются потеря близкого человека. В своих исследованиях А.А. Баканова настаивает на том, что оценка такой ситуации как критической и угрожающей для основы нашей жизни является чисто субъективной и зависит от значимости данного человека для нас [1, с. 2401].

В 1917 году, З. Фрейд в своей работе "Горе и меланхолия" ясно поставил проблему определения и значение горя. Перед ним была поставлена задача - провести разграничение между горем и меланхолией, которую он анализировал в контексте депрессии. З. Фрейд интересовался различием между обыденным горем, который испытывает каждый человек в повседневной жизни, и болезненным явлением меланхолии, которая может быть вызвана патологическими механизмами. З. Фрейд указывал на потерю значимого объекта в качестве причины как горя, так и меланхолии, например, это может быть потеря человека, свободы, дома, родины или иллюзий и других важных вещей.

Зигмунд Фрейд впервые описал феноменологическую картину меланхолии и горя, которая является фундаментом многих последующих современных трактовок признаков горя, и отражает схожие у них обоих: негативное настроение, лишение возможности любить, склонность к самообвинениям и резкое падение интереса к жизни и работе. Все эти проявления душевной боли имеют симптомы как у меланхолии, так и у горя.

Однако, одним из самых главных симптомов при меланхолии, которым З. Фрейд наделяет принципиальную роль в обнаружении патологического процесса, является нарушение чувства собственной важности. В отличие от горя, человек, переживающий меланхолию, не способен сохранять представление о своей ценности, достоинстве и уважении к себе.

В психоанализе часто говорят о том, что человек направляет свою либидозную энергию на любимый объект. Однако, в случае его исчезновения, задача человека заключается в прекращении энергии, которая ранее была связана с этим объектом. И хотя это может занять время, рано или поздно, мы освобождаемся от связей и обретаем свободу для новых отношений. Этот процесс является нормальным и неизбежным, и может быть окружен сочувствием и пониманием, разрешенным горем.

Состояние, которое И.Г. Малкина-Пых характеризует как острое горе, может быть отнесено к синдрому утраты. Среди симптомов, связанных с таким состоянием, автор выделяет физические проявления: спазматические приступы в горле, снижение мышечного тонуса и потеря аппетита, которые сопровождаются ощущением слабости в теле. Параллельно с этим, психическая боль, проявляющаяся в виде острой эмоциональной напряженности и возможных изменениях ясности сознания, испытывается в равной мере [1].

Среди других характеристик острого горя И.Г. Малкина-Пых перечисляет также поглощенность образом утраты; чувство вины; враждебные реакции. При этом деятельность дезорганизуется, отличается хаотичностью и спонтанностью [1].

Горе, по мнению В.Ю. Меновщикова, является источником сильных эмоций, которые могут быть связаны с реальной или воображаемой утратой. Однако, он утверждает, что горе само по себе — это процесс, который помогает человеку справиться с болью и является важным этапом в функциональном плане.

В свою очередь, автор выделяет две группы характеристик для реакций острого горя. К первой группе можно отнести: расстройства сна, изменение веса, повышенную раздражительность, утрату интереса к окружающему миру, друзьям, привычным хобби, апатию, отчужденность, плач, самокритику и суицидальные мысли, а также симптомы соматического характера. Вторая группа — это патологические реакции, такие как длительное переживание горя, серьезная депрессия, соматические заболевания, агрессивная враждебность, безынициативность и отсутствие мотивации для действий.

Все вышеизложенные признаки горя наглядно демонстрируют, что речь идет о явлении глубокого эмоционально-психологического плана, обладающем весомым воздействием на весь жизненный путь индивидуума. В то время, как горе не лишено некоторой порой опасной и иррациональной природы, это, безусловно, один из ключевых инструментов самопознания и адаптации человека к значительным изменениям в своей жизни.

Характеристика горя, представленная И.М. Пономаревой, подчеркивает его сложную природу, объединяющую психологические и соматические проявления. Согласно ее определению, горе проявляется через пять главных симптомов, включающих физическую боль, глубокую скорбь, ощущение вины, враждебность и разрушение обычных привычек. В то же время, И.М.

Пономарева подчеркивает, что такие реакции являются нормальными и необходимыми для того, чтобы пережить горе. Важным сигналом для человека, который сталкивается с горем, является отсутствие любой реакции - такое поведение говорит о неправильном и незавершенном процессе переживания.

Помимо основных показателей острого горя, И.М. Пономарева раскрывает некоторые необычные явления, которые могут проявляться в двух разновидностях - отсроченных и искаженных. Отсроченная реакция свидетельствует о временной задержке проявления горя, вызванной сильной занятостью важными делами, необходимостью поддержки со стороны близких или наличием прочих обязательств, которые не позволяют сосредоточиться на утрате. Среди искаженных реакций можно выделить следующие: неконтролируемое возбуждение в отсутствие чувства утраты, проявление болезненных симптомов, подобных симптомам покойного, возникновение новых психосоматических расстройств, социальная изоляция, постепенная потеря интереса к общению и потеря способности к самостоятельному выполнению обычных дел.

Ж.В. Лурье, обобщая, распределяет все признаки горя на три группы: симптомы нервозности (бессонница, раздражительность, трудности с концентрацией внимания); повторение прошлого (навязчивые воспоминания, иллюзии, вспышки в памяти); симптомы избегания (апатия к окружающему миру, обеднение эмоций, избегание мыслей, связанных с прошедшим событием.

Главной целью живого переживания горя, как неотъемлемой части психологического процесса, является преодоление этой сложной эмоциональной ситуации. Благодаря активному переживанию и осознанию потери, человек проходит через несколько стадий горевания и останавливается на конечной точке, которая позволяет ему двигаться дальше и продолжать жизнь. Например, Т. В. Рябова, известный психолог, определила горевание как определенный жизненный этап, на котором человек приспосабливается к произошедшей утрате, особенно к смерти близкого человека.

В работах В.В. Минеева, затрагивающих тему переживания горя, выделено ряд задач, которые главным образом направлены на интеграцию субъекта в новую социальную реальность и укрепление его личности. В первую очередь, это личностно-экзистенциальная задача, предполагающая восприятие потери как неотъемлемой части жизни и принятие ее смиренно и сознательно. Когнитивная задача, в свою очередь, заключается в метафизическом осмыслении событий, происходящих вокруг субъекта, и понимании их сущности и закономерностей. Морально-этическая задача предполагает выработку собственных убеждений и моральных норм, а также укрепление воли и умения действовать в соответствии с ними.

Эмоционально-психологическая задача сводится к переключению внимания с произошедшей утраты на решение новых задач, направление своей энергии на созидание и выражение эмоциональных реакций в соответствии с социальными нормами. Наконец, социальная задача заключается в налаживании связей с окружающими и адаптации к новым жизненным условиям, осознании своей новой роли в социальном мире и поиске компромиссов с окружающими.

Таким образом, мы рассмотрели понятие горя в психологии и можем отметить, что это острое эмоционально-психологическое состояние утраты чего-то важного в жизни. Также у горя есть свои функции, цели, которые необходимо пройти, чтобы человек смог дальше продолжать жить, а не существовать.

Существует две главные точки зрения на то, как происходит процесс переживания горя: одна говорит о том, что невозможно выделить отдельные стадии, так как этот процесс уникален и не поддается стандартным классификациям чувств и состояний. Другая точка зрения учитывает то, что каждый человек переживает горе по-своему, но все же возможно выделить общие закономерности, что является важным аспектом для успешного лечения людей, столкнувшихся с горем.

Подавляющее большинство исследователей (Э. Кюблер-Росс, Фройлянд и Гозман, Р. Кочюнас, И.Г. Малкина-Пых и др.) придерживаются выделения пяти основных стадий протекания горя.

На этапе шока и отрицания человеческий организм поддается серьезным физическим и психическим расстройствам. Может возникнуть нарушение аппетита и сна, слабость в мышцах, ограниченность подвижности, а также ограниченность в выражении эмоций. Эти процессы обычно длятся около двух-трех дней, но могут продлиться дольше, если потеря является чрезвычайно тяжелой и трудно переносимой. В таких случаях отрицание становится первым шагом восстановления. Оно проявляется в иллюзиях и надеждах на возвращение потерянного объекта.

Шоковое состояние, описываемое А.Н. Моховиковым, характеризуется отсутствием осознания произошедшего. Главные психологические защиты в этом случае – вытеснение и отрицание [2].

Фаза гнева, обиды, озлобленность выделяется из общей картинки процесса переживания потери. Гнев может быть направлен как на людей, так и на события, связанные с утратой. От реакции человека зависит его отношение к окружающим и себе самому. Чрезмерно выраженные эмоции могут только усугубить ситуацию. После утраты человек сталкивается с пустотой, которую старается заполнить доступными ему чувствами. Однако, выражение агрессии играет важную роль в ликвидации внутреннего напряжения и помогает человеку справиться со своей болезненной ситуацией. Поэтому, злость является важным компонентом в глубоком переживании горя.

Этап вины и навязчивости возникает в результате определенной потери. Организм человека запускает механизмы, направленные на преодоление отрицания и принятия положения. Психолог И.Г. Малкина-Пых дает название этой стадии "этапом поиска" и отмечает, что здесь человек стремится вернуть утраченный объект, даже если его уже нет или он является живым [1]. Главная задача на этом этапе - постепенный переход от формального признания утраты к ее внутреннему осмысленному принятию.

У каждого человека этот процесс уникален и индивидуален в зависимости от его жизненного опыта и личностных особенностей.

Этап страдания и депрессии представляет собой фазу, где человек сталкивается с прямой необходимостью выражения своего горя. На этом этапе, основной задачей для переживающего является глубокое погружение в процесс горевания. Серьезность утраты, с которой столкнулся человек, вызывает у него сильные эмоциональные реакции, сопровождающиеся физической болью и недомоганием. В этот момент, единственным занятием субъекта становится полное осознание произошедшего и принятие факта невозвратности утраты. Сложные аффективные переживания будут сопровождать человека на данной стадии, тем не менее, это своего рода процесс очищения от боли и принятия ситуации в своем полном объеме [1].

Фаза принятия и адаптации. На данной стадии осуществляется важный процесс принятия и адаптации к измененным обстоятельствам. Главной задачей здесь является преодоление эмоционального стресса и самообвинений, связанных с утратой. Человеку необходимо избавиться от навязчивых мыслей о прошлом и вернуться к реальности, чтобы продолжать свою жизнь. Преодолев все эти сложности, человек находит мир и принятие, восстанавливает отношения с окружающими и начинает новую жизнь, основанную на новых реалиях. Важно понимать, что этот процесс является непростым, но необходимым для того, чтобы пройти через утрату и затем продолжить жизнь на путь к своим целям.

Таким образом, переживание горя — это сложный многоэтапный процесс, который у каждого человека проходит индивидуально. В некоторых случаях этапы могут быть пропущены, поэтому выделение стадий является важным инструментом для ориентации в процессе терапии. Она позволяет учитывать специфические состояния человека при переживании горя.

Существует несколько стадий, которые чаще всего выделяются: отрицание, гнев, вина, страдания и депрессивные состояния, а также принятие и адаптация. Важно помнить, что каждый человек уникален и его переживание горя ведет к нему по своему индивидуальному пути.

3 Факторы, влияющие на прохождение фаз горя

Факторы, влияющие на прохождение психологических фаз горя, могут различаться в зависимости от источника исследования. Рассмотрим несколько основных факторов, определенных российскими и зарубежными авторами:

1 Переживания и поддержка социальной среды. Британский психолог Колин Мюррэй Паркс отмечает, что наиболее важный фактор, влияющий на прохождение психологических фаз горя, — это наличие в сознании у человека переживаний о том, что произошло, а также наличие чувства поддержки со стороны близких и других людей.

2 Характеристики личности. Отечественный психолог Владимир Сысоев предлагает оценивать прохождение фаз горя в зависимости от характеристик личности. Он утверждает, что люди с более высокой нейротической личностью склонны реагировать на потерю более сильно, а также меньше вероятно, что они смогут справиться самостоятельно.

3 Возраст и стадия жизни. Американский психолог Элизабет Кюблер- Росс и британский психолог Дэвид Аттенборо считали, что возраст пациента и стадия жизни также важны. К примеру, че старше пациент, тем больше вероятность, что он уже сталкивался с потерей более близкого человека, чем молодые.

4 Ожидания и цели. Отечественный психолог Ирина Бугакова тоже выделяет в качестве фактора ожидания и цели человека на период после прохождения фаз горя. Она отмечает, что, если у людей есть ясные и реалистичные цели, они будут лучше справляться со своим горем и переживаниями.

5 Образование и культура. Российский психолог Анна Байкова утверждает, что культурный и образовательный факторы также могут оказывать влияние на прохождение фаз горя. Она отмечает, что в западной культуре часто используют психотерапию и другие методы профессиональной помощи, чтобы справиться с горем, в то время как в России это может быть менее распространено.

Таким образом, факторы, влияющие на прохождение психологических фаз горя, могут быть связаны с поддержкой социальной среды, характеристиками личности, возрастом, ожиданиями и целями, а также с образованием и культурой. Однако, следует отметить, что каждый случай горя индивидуален и может быть своеобразным в зависимости от множества факторов.

4 Психологическая помощь при переживании горя

По мнению П.Г. Гасановой и М.Ш. Шведова, оказание психологической помощи в случае горя нередко оказывается трудоемким процессом, который не может ограничиваться краткосрочным психологическим консультированием. Они предполагают, что для эффективного решения проблемы потребуется более

психотерапевтическое воздействие [4, с.95].

И.Г. Малкина-Пых считает главной целью психотерапевта помощь клиенту в полной мере, по-настоящему пережить свою утрату и разрешение болезненной реакции на происшедшее. Она утверждает, что состояние горя естественно после произошедшей трагедии в жизни человека.

Следовательно, вместо того чтобы избавлять пациента от эмоциональной боли, задача терапевта заключается в том, чтобы помочь ему выразить и пережить эти чувства, пройдя последующие этапы скорби, чтобы наконец приспособиться к новым жизненным обстоятельствам [1].

А.А. Баканова не просто упоминает, но и подчеркивает, что наиболее значимым и актуальным приемом в терапии является проработка переживаний. Горе зачастую приводит к возникновению противоречивых эмоций, которые в нашей культуре считаются неприемлемыми для выражения и скрываются как от окружающих, так и от самого себя, особенно мужчинами. Но выражение эмоций имеет важное значение, поскольку оно позволяет завершить эмоциональные связи с объектом утраты.

Психотерапевтическая помощь в данном случае направлена на создание безопасной обстановки, где человек может выразить все свои эмоции - как положительные, так и негативные - в различных формах, например, в составлении списка извинений и прощений или написании и прочтении письма ушедшему человеку. [1, с. 244].

Хотя каждый процесс горя уникален, все же существуют определенные этапы, которые могут помочь в работе с состоянием человека, испытывающего эту болезненную эмоцию. В соответствии с теорией И.Г. Малкиной-Пых, на стадии глубокого шока слова не имеют силы спасти человека. В это время чрезвычайно важно проявлять глубокое понимание, выполняя простые, но эффективные действия, такие как молчаливое принятие, прикосновения и пожатия руки. Однако клиент всегда имеет право отказаться от таких действий.

На стадии острой боли, которая наступает после шокового состояния, важно начать подробные разговоры о умершем человеке. В этот момент необходимо дать клиенту возможность выразить все, что они чувствуют, включая привычки, внешность и индивидуальные особенности ушедшего.

Важно также попросить клиента предоставить фотографии, если они готовы поделиться ими. Это поможет клиенту прощание с умершим и пережить эту тяжелую потерю.

Таким образом, психологический процесс возвращения человека в реальность и постепенного осознания необратимой потери требует от психотерапевта способности создавать атмосферу эмпатии, понимания и участия. В случае, если потеря была неожиданной и трагической, детальное обсуждение происшествия поможет клиенту преодолеть страх и перейти к стадии горя. Психотерапевту остается лишь помочь клиенту вернуться к повседневной жизни и обратить внимание на будущие планы. [3].

С.А. Шефов подчеркивает, что для успешного преодоления процесса скорби рекомендуется не только дать возможность открыто выразить свои чувства, но и помочь обратить негативные эмоции в конструктивное русло, а также снизить беспокойство, которое возникает на этапе гнева и подобных этапах. Однако, это еще не все. Важно проводить профилактику неадекватного чувства вины и помочь при ознакомлении с утратой, через соприсутствие, выслушивание и активную дискуссию об ушедшем. Еще одним необходимым аспектом является содействие в перестройке жизни, с помощью установления долговременных и кратковременных целей, задач и решений [2].

В работе с состоянием острого горя психолог должен придерживаться экзистенциально-гуманистических принципов, считает В.Ю.Меновщиков. Он не подробно описывает этапы работы, но дает общие рекомендации по направлению психологической помощи. В первую очередь, психолог должен дать возможность клиенту высказать все, что он чувствует и думает по поводу личности ушедшего человека. Однако близкие часто стараются уменьшить разговоры о потере, но это только ухудшает ситуацию.

Подавление тяжелых переживаний только усугубляет страдания, что может привести к соматическим и психическим проявлениям. Психолог должен

стимулировать проявления этих переживаний, что поможет клиенту пережить утрату и найти способ преодоления горя [2].

Таким образом, мы рассмотрели, как психолог может оказать помощь человеку, переживающему горе. По мнению большинства психологов, в первую очередь, это, конечно же, разрешение выплеснуть все эмоции и чувства по поводу утраты, которые сидят в человеке.

5 Консультирование человека при переживании горя на разных этапах

Г.В. Старшенбаум разработал рекомендации к психотерапии людей в состоянии острого горя. Его уникальность заключается в том, что автор предлагает разделить процесс переживания горя на несколько мелких этапов, на каждом из которых будет применяться специальный терапевтический подход и направление работы. Это позволяет более эффективно разрешить реакцию горя и способствует быстрому восстановлению психологического равновесия.

1) Начальный период предполагает частичную дезорганизацию поведения человека, который может продолжаться от нескольких часов. За этот период происходит вспышка различных эмоций, представленных в широком диапазоне. Как уже упоминалось, психологическая реакция на ситуацию может проявляться как отрицание случившегося, в том числе нарушения аппетита, сна и мышечного тонуса. Одновременно, исследователи И.М. Пономарева, И.Г Малкин-Пых и Г.В. Старшенбаум утверждают, что на первых стадиях преодоления горя не следует предоставлять активную психологическую поддержку, так как человек не приемлет вербальную информацию и не анализирует происходящее. Вместо этого, рекомендуется быть просто рядом с ним и оказывать поддержку в виде присутствия, объятий и прикосновений, не стремясь в любой момент отвлечь внимание от действительности и условий, которые привели к травматическому событию. [5].

2) Второй этап гиперактивности может продолжаться до 2-3 дней со множеством эмоциональных изменений, включая смены настроения от глубокой печали до эйфории, а также продолжающееся отрицание произошедшего. Продолжительная поддержка и расположение к беседе о своих мыслях и чувствах, связанных с потерей, особенно полезны на этом этапе. Чтобы помочь человеку справиться с потерей, целесообразно объединить людей, которые знали умершего вместе, чтобы разделить воспоминания о нем. Ритуальные поминки умершего также могут способствовать терапевтической работе, объединяя близких родственников и разговаривая о жизни и уходе умершего, что производит облегчение у всех.

3) Третий этап, который продолжается до одной недели, является самым интенсивным в плане напряжения. На этом этапе вы испытываете не только физическое, но и психологическое напряжение. Ангедония, спазмы в горле, нарушение когнитивных функций — это лишь малая часть того, что происходит в организме в это время. Однако, несмотря на все негативные симптомы, этот этап помогает преодолеть сложности и достичь желаемого результата.

4) На второй неделе после потери начинается четвертый этап – этап поисков, который предполагает изучение окружения, знакомых людей и случайных прохожих в поисках потерянного лица. Следующей задачей становится продолжение общения с пропавшим и сохранение надежды на его возвращение. В работе терапевта на третьем и четвертом этапах существенная роль отводится выслушиванию клиента и оказанию помощи в уменьшении выраженности травматических переживаний. Важно помнить, что не стоит твердить клиенту в отсутствии реальных доказательств наличия потерянного человека в его близости. Способом преодоления сложных ситуаций может стать гипнотический сеанс, включающий прощание с ушедшим близким.

5) Пятый этап глубокого отчаяния приходит через 3-6 недель после потери близкого человека. В этот момент психоэмоциональное состояние клиента достигает своего максимума, физические расстройства становятся еще более явными, и может возникнуть желание причинять себе боль, а также усиливается стремление к риску. Чтобы помочь пациенту справиться с этими эмоциональными трудностями, психотерапевт должен помочь ему удовлетворить потребности, которые остались неудовлетворенными после утраты близкого человека. Это можно сделать, проводя когнитивно- поведенческую терапию, которая позволяет разделить личность на две составляющие: ту, что связана со смертью близкого человека, и ту, которая функционирует в настоящее время.

6) Шестой этап наступает тогда, когда отчаяние, присутствовавшее на предыдущей стадии, не преодолено. Этот этап характеризуется демобилизацией, слабостью и пассивностью, отказом от любых видов деятельности и общения. Индивидуальная работа в этом случае может оказаться малоэффективной. Чтобы помочь клиенту продолжить переживание эмоций и завершить процесс, желательно включить его в кризисную группу.

7) Седьмой этап, известный как разрешение, продолжается несколько недель и целью его является возвращение клиента к состоянию, которое он имел до наступившего кризиса. Обычно боль утихает к 40-му дню после утраты, но, если это не происходит, терапевт может предложить клиенту взглянуть на свое состояние и поведение со стороны умершего человека, как бы он хотел, чтобы клиент жил свою жизнь. Таким образом, уникальные индивидуальные особенности клиента важны для того, чтобы помочь ему преодолеть кризис и вернуться к обычной жизни.

8) Восьмой этап является рецидивирующим и может продолжаться до двух лет. Он включает в себя обновление болезненных переживаний, которые связаны с праздниками, днями рождения, важными датами и особенностями личности клиента. Эти ситуации могут вызвать сильные приступы боли, которые могут привести к суицидальным мыслям. В связи с этим, для поддержания клиента и оказания ему помощи, рекомендуется проведение регулярных коротких встреч с психотерапевтом [5, с. 185-188].

Многие исследователи подчеркивают важность поддержки со стороны близких в период после потери близкого человека. Кроме того, социокультурные обряды, проводимые семьей в рамках похоронной церемонии, несут неоценимый символический заряд, помогая близким проводить ушедшего и прощаться с ним. Для верующих людей особое значение имеет их религиозная вера, которая способна поддержать в период глубокого горя. Участие в заупокойных богослужениях и молитвах помогает смириться с утратой и принятие факта перехода души близкого человека в новый мир [2].

Таким образом, изучение данной темы позволило установить, что процесс переживания горя включает в себя 5 общих стадий, каждая из которых требует специфического психотерапевтического подхода. На стадии отрицания утраты клиент вытесняет мысли и чувства, связанные с трагической ситуацией, и терапевт помогает ему открыто выразить свои эмоции. Стадия гнева характеризуется поиском виновных и выражением негативных эмоций, и в этот момент важно обеспечить клиенту безопасную площадку для выражения своих чувств. На стадии вины перед объектом утраты терапевт является помощником в проработке этого эмоционального состояния, обсуждая нерешенные вопросы с клиентом и помогая изменить их. Стадия страдания характеризуется эмоциональными и физическими проявлениями, и терапевт помогает клиенту выразить и принять свою боль.

На стадии принятия утраты важно направить мышление клиента на будущее и на новые жизненные возможности. Однако на каждой стадии важно уделять внимание безопасному выражению накопленных эмоций, так как сдерживание их может привести к серьезным нарушениям психического и физического здоровья человека.

Список литературы

1 Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2010 – 928 с.

2 Моховиков, А.Н. Кризисы и травмы / А.Н. Моховиков. – М.: Московский гештальт институт, 2006 – 57 с.

3 Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности / В.В. Пантелеева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011 – 194 с.

4 Сердюк, Т.И., Карнакова, Е.И. Горе утраты: особенности переживания смерти близких / Т.И. Сердюк, Е.И. Карнакова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2012

– №2. – С. 57-60.

5 Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия /

Г.В. Старшенбаум. – М.: Когито-центр, 2018 – 376 с.
Хэштеги:  
Статья
222
Опубликовано: 21 июня 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567