Top.Mail.Ru
Отличие психоанализа
Все меньше и меньше в современном мире занимает место идея о том, что со своими проблемами в области психики или души человек должен (- Кому? Обычно спрашиваю я своих клиентов в тот момент, когда слышу это слово) справляться самостоятельно. Популярность всевозможных помогающих практик сейчас необыкновенно высока. Почему это так - очень интересный вопрос для дискуссии, но давайте сначала поговорим о другом, о том, каким образом осуществляется выбор такой практики.

Представим себе двух человек с одинаковой проблемой, но разными установками.

Например, пусть такой проблемой будет бессонница.

Человек, который в силу своего жизненного опыта верит в буквальное существование пристально наблюдающих за ним темных и светлых сил, чью благосклонность можно заслужить с помощью определенных ритуалов и чей гнев можно вызвать их несоблюдением, за разрешением своей проблемы скорее обратится к священнику или шаману.

Человек, для которого в силу его жизненного опыта эта модель будет слишком пугающей или примитивной, скорее сконцентрируется на биологической механике, где человек это прямоходящее млекопитающее, хордовый примат и вобще сам себе хозяин, который думает головным мозгом, находящимся в черепной коробке, и исходя из этих постулатов встаёт на нижние конечности и несёт этот мозг прямиком к другому млекопитающему - врачу, чтобы тот на него химически или физически воздействовал.

Где то в промежутке между этими полярными идеями о собственном устройстве и устройстве вселенной существует объединяющее большинство людей представление о сознании, как форме, функции или продукте психической деятельности.

"Физиология этого механизма до конца не выяснена!" хором могли бы сказать люди из предыдущего примера и для каждого из них это был бы аргумент в свою пользу и одновременно точка соприкосновения.

Психоаналитики же идут дальше и считают особенно важным другое - то, что сознание - это далеко не вся психика, и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится огромный и мощный психический аппарат, деятельность которого в обычных условиях недоступна самонаблюдению. Именно в этой части психики накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью, именно здесь психическое и соматическое встречаются и переплетаются в самых немыслимых вариантах и именно здесь рождается бессонница из нашего примера.

Эту недоступность наблюдения собственных бессознательных процессов, о которых говорилось выше, мы можем сравнить с невозможностью увидеть свои уши или затылок без помощи зеркала.

В психоаналитическом взаимодействии психоаналитик выполняет функцию такого зеркала, фигуры, на которую проецируются эмоции и психические образы. Эти эмоции и образы, преломляясь под взглядом двоих людей в кабинете, меняют свои смысл и значение и занимают новое место в психике.

Секрет этого превращения в том, что один из двух людей в кабинете имеет очень длительный опыт наблюдения своих "ушей и затылка" и обучен навыкам дешифровки игры света и теней, позволяющей в чем-то овальном, продолговатом и с завитком внутри распознавать именно ухо, а кроме того, может этим полезным навыкам обучить.

Отвлекаясь от не самой, возможно, удачной метафоры с ушами, можно сказать, что вобще, сложность описания этого процесса состоит в том, что даже если вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном "анализе", вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий, и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов, как нет на свете одинаковых людей. И все, что будет происходить, исходно обусловлено вашей индивидуальной историей развития, всегда уникальной и неповторимой.

Как форма ушной раковины.
Статья
88
Опубликовано: 21 февраля 2024
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567