Top.Mail.Ru
Психоаналитическое осмысление фильма "Пианистка" (2001)
В основу фильма “Пианистка”, снятого режиссером Михаэлем Ханеке, лег одноименный роман австрийской писательницы Эльфриды Елинек, изданный в 1983 году. Этот фильм может послужить иллюстрацией к множеству понятий и теорий в психоанализе, и, в первую очередь, отсылает нас к трудам его основателя - Зигмунда Фрейда. Неслучайно в большинстве отзывов кинокритиков о фильме упоминается именно его имя. К примеру, американский киновед Джеймс Хоберман видит в “Пианистке” воплощение идей Фрейда, о которых он пишет в работе “Неудобство в культуре” (1930). Таким образом, психоаналитическая интерпретация данного фильма представляется не просто дополнительным инструментом в постижении его смыслов, но и, возможно, наиболее правильным подходом, с позиции которого его стоит рассматривать в первую очередь.

Действие фильма происходит в Австрии. Главная героиня, Эрика Кохут - профессор Венской консерватории, уважаемый в кругах венской интеллигенции музыкант и педагог. Она проживает со своей престарелой матерью в просторной квартире и спит с ней в одной кровати. В первые минуты перед зрителем разворачивается сцена ссоры Эрики с матерью, обнажающая болезненно-симбиотический характер их взаимоотношений. Мать стремится к тотальному контролю над жизнью дочери - она решает, какую одежду ей носить, сколько времени уделять работе и с кем встречаться в нерабочее время. Отношение матери к Эрике крайне амбивалентно - с одной стороны, она нуждается в ней как в объекте, живет ее карьерой как музыканта и преподавателя (интересы самой матери достаточно ограничены - она весь день проводит у телевизора). С другой стороны, мать не признает ее успеха и относится к ее профессиональной деятельности крайне потребительски. Это очень хорошо показано в сцене, где мать ученицы Эрики спрашивает у нее: “Вы, наверно, гордитесь своей дочерью?”, - на что та отвечает, что тут нет поводов для гордости, ведь это просто студенческий концерт. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что мать Эрики обладает выраженной нарциссической патологией и рассматривает свою дочь как нарциссическое расширение. Ее любовь к Эрике поверхностна - дочь представляет для нее скорее функцию, выступает в роли селф-объекта. Эрика, в свою очередь, остро нуждается в любви. Ее устремления по отношению к матери носят инцестуоный характер. Доказательством данному тезису может послужить нападение главной героини на мать с целью вступить с ней в сексуальную связь. Это действие нельзя трактовать не иначе, как отчаянную попытку преодолеть холод матери и получить желанное, проникнув в нее.

Жизнь в симбиозе с такой матерью не дала Эрике возможности по-настоящему повзрослеть и научиться получать удовольствие. Ее сексуальность можно смело охарактеризовать как перверсивную. Она склонна к вуаеризму, однако наиболее ярко проявляются ее садомазохистические тенденции, находящие свое выражение в отношениях с Вальтером, молодым студентом, полюбившим Эрику и пытавшимся вступить с ней в отношения. С первой минуты их связи Эрика демонстрирует свою неспособность к удовлетворению, свой фантазм о том, что доказательством любви и желания является готовность претерпеть боль и унижение. Она достаточно быстро втягивает Вальтера в свою “игру”, пробуждая в нем невероятное количество агрессии. Сам герой в какой-то момент удивляется тому, до чего Эрика довела его.

Внезапно начавшиеся отношения с Вальтером предоставили главной героине возможность выйти из своего “убежища” - отделиться от матери и реализовать сцены разнообразных извращений, которые много лет рисовало ее воображение. Эта попытка стала для героини Изабель Юппер фатальной - она не нашла для себя другого выхода кроме как в психоз, сопровождавшийся символическим протыканием себя ножом прямо в здании консерватории. Такой же выход нашел для себя и ее отец, жизнь которого закончилась в психиатрической лечебнице.

Мир Эрики оказался расщеплен на две части. Одна из них - очень нарушенная, полная перверсивных и нарциссических фантазий, но самое главное - сдерживающая ее от психотических состояний и позволяющая вести свое размеренное существование, единственным источником прекрасного в котором является музыка. Другая - ее возможное будущее, которое показало свою полную несостоятельность перед лицом реальности. Кульминационным моментом в разворачивании этой истории стала сцена изнасилования Эрики Вальтером, сопровождающаяся унижением и причинением физической боли. Все это происходило практически на глазах у матери Эрики, которая была заперта в комнате. Вальтер, в действительности, таким образом лишь реализовал фантазии Эрики, о которых она писала ему. Однако это не принесло ей ожидаемого удовлетворения, разрушив тем самым тот мир иллюзий, в котором она жила всю жизнь и не оставив ей другого выхода, кроме как уничтожить себя.

История Эрики, столь тонко показанная в фильме, поначалу парализует зрителя, открывая все новые и новые стороны главной героини. Мы видим поистине сложную судьбу, в которой переплетаются многочисленные бессознательные конфликты и влечения. Однако, в конце режиссер не оставляет зрителю другого выбора, кроме как испытать сострадание к Эрике и проникнуться ее болью, увидев воочию глубину ее душевной раны.
Хэштеги:  
Статья
206
Опубликовано: 31 августа 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567