Top.Mail.Ru
Взаимосвязь выраженности нарциссических черт личности и экзистенциальных данностей у лиц ранней и поздней взрослости
Нарциссизм сегодня представляет собой в первую очередь социокультурный феномен, который порождает за собой развитие соответствующих черт характера. Так называемая “нарциссизация” общества напрямую связана с социальными, политическими и экономическими реалиями XXI века. Тенденция к изоляции, отхода от общности в пользу индивидуальности, с каждым годом намечается все ярче и отчетливее. Немаловажную роль в этом играет стремительно развивающаяся цифровизация современного общества. В результате, “Я” человека подвергается процессу фрагментации вследствие избыточной поглощенности эгоцентрическими интересами, эмоциональной сосредоточенности на самом себе и изобилия предлагаемых социальными институтами способов "самоублажения". Это состояние не всегда имеет патологический оттенок. Нарциссический компонент присутствует в структуре каждой личности и заключает в себе тот индивидуальный потенциал, который она стремится реализовать в течение всей жизни.

Сегодня такой феномен как нарциссизм несет в себе множество значений. Под ним понимается и чрезмерное самолюбование, и сексуальная перверсия, и личностное расстройство. Согласно DSM-5, нарциссическое расстройство личности относится к расстройствам личности группы “Б” и входит в классификатор “Диагностического и статистического руководства по психиатрическим заболеваниям” (DSM), разработанного Американской психиатрической ассоциацией (АPA), начиная с его третьей версии. Распространенность нарциссического расстройства личности составляет в среднем 6%. Гораздо чаще можно наблюдать нарциссические черты характера разной степени выраженности или граничащую с патологией нарциссическую акцентуацию характера.

В работе “Невротическая личность нашего времени” 1937 года Карен Хорни описывает нарциссический характер, базирующийся на стремлении к власти и престижу, призванном защитить человека от ощущения беспомощности, слабости и незначительности. Там же она пишет о том, что чем больше человек отчужден от других людей, тем больше интернализована его потребность в престиже, выражающаяся в стремлении быть безупречным в собственных глазах. Наиболее интересным представляется то, что, согласно Хорни, нарциссические черты характера базируются на трех стремлениях, которые служат не только для снижения тревоги, но и для высвобождения враждебности. Стремление к власти служит успокоением от беспомощности и проявляется в тенденции к доминированию. Стремление к престижу, в свою очередь, служит успокоением от унижения и реализуется в поведении, направленном на унижение других. Стремление к обладанию призвано возместить состояние нужды в чем-либо и может проявляться в компенсаторной тенденции лишать других.

Агрессивную природу нарциссизма более подробно описал французский психоаналитик Андре Грин в своей монографии “Нарциссизм жизни и нарциссизм смерти” 1983 года. В ней он вводит термин “негативный нарциссизм”, который представляет собой не что иное, как разрушение объектных отношений и самоуничтожение, вызванное крайней степенью отчуждения от себя и других. Британский психоаналитик Г. Розенфельд также писал о тесной связи нарциссизма и влечения к смерти. Анализируя клинические случаи своих пациентов, он пришел к выводу, что подлинное человеческое взаимодействие переживается людьми с выраженными нарциссическими чертами характера как ослабление их всемогущественного превосходства над другим и делает переполняющее их чувство зависти, прямого столкновения с которым помогала избегать их отстраненность, осознаваемым. Зависть, в свою очередь, согласно Розенфельду, есть первичное интрапсихическое выражение инстинкта смерти, самая ранняя манифестация агрессии в области объектных отношений.

Дальнейшее развитие тема деструктивного нарциссизма, описанного Г. Розенфельдом, получила в работах О. Кернберга. Он описал три формы нарциссизма:

Нормальный инфантильный нарциссизм - инфантильная регуляция самооценки посредством удовлетворения возрастных потребностей;
Нормальный взрослый нарциссизм - адаптивный способ регуляции самооценки, базирующийся на здоровой структуре Я, которая, в свою очередь строится на стабильном представлении личности о себе и постоянстве внутренних образов объектов;
Патологический нарциссизм, включающий:
Регрессию в состояние инфантильной регуляции самооценки;
Нарциссический выбор объекта при гомосексуальности;
Нарциссическое расстройство личности (злокачественный нарциссизм).
О. Кернберг считал, что патологический нарциссизм является следствием патологического развития Эго и Суперэго, характеризующегося либидинозным вложением в неинтегрированную Я-структуру (Грандиозное Я), которая состоит из реального Я, идеального Я и идеальных объектных репрезентаций, в то время как агрессивные Я-репрезентации и объектные репрезентации отщепляются, подавляются или проецируются вовне.

Современные представления о нарциссизме строятся вокруг двух конкурирующих концепций О. Кернберга и Х. Кохута, который предложил свою классификацию различных форм нарциссизма. Он выделял ожидаемый и стабильный нарциссизм. Ожидаемый нарциссизм, согласно концепции Кохута, составляет основу нормального психологического роста и развития личности, которое происходит в детском и подростковом возрасте. Стабильный нарциссизм, сменяет детский нарциссизм и представляет собой наличие определенных нарциссических черт у взрослого, выраженных в меньшей степени, чем в ожидаемом нарциссизме. На этой стадии взрослый человек обладает адекватной самооценкой, но в это же время имеет определенный дефицит в развитии Я, обусловленный спецификой взаимоотношений со значимыми объектами в детском возрасте. Кохут выделил следующие переходные формы стабильного нарциссизма: нарциссические состояния, нарциссические нарушения поведения и трансформированный зрелый нарциссизм, который, по мнению Кохута, представляет собой наиболее благоприятную интеграцию нарциссических черт характера, способную продуктивно влиять на жизнедеятельность человека. Находясь на этой стадии нарциссизма, человек обладает способностью к признанию и принятию конечности своего существования и гармоничному соотнесению себя с миром вокруг.

Наиболее подробное описание нарциссизма с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода мы можем встретить у основателя экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле в работе “Грандиозное одиночество”. Его понимание во многом перекликается с идеями Х. Кохута и К. Хорни. По его мнению, так называемая “нарциссизация” общества в действительности является мощнейшим “мотором”, который поддерживает множество социальных институтов, но при этом оказывает негативное влияние на усиление субъективного ощущения одиночества. Таким образом, внутреннее Я заменяется внешними идентификациями, а отсутствующее соотнесение с внутренним компенсируется чрезмерным, преувеличенным соотнесением с внешним, что, в свою очередь, усиливает степень отчуждения человека от самого себя. При этом нормальное развитие структуры Я, согласно Лэнгле, происходит при уважительном внимании, справедливом отношении и признании его ценности со стороны других людей. Эти характеристики составляют фундамент третьей экзистенциальной мотивации, согласно теории экзистенциального анализа, которая заключается в нахождении своей аутентичности и разрешении себе быть собой (самоценность). Обратная сторона данной мотивации состоит в опасности столкновения с чувствами отвергнутости и изоляции. Кроме того, согласно Лэнгле, самоценность человека базируется на отношении к ценности собственной жизни, что соответствует второй фундаментальной экзистенциальной мотивации (фундаментальная ценность).

Современные исследования в области нарциссизма и его взаимосвязи с другими жизненными аспектами представляют особый интерес. Основываясь на этих данных, мы можем утверждать, что:

Высокий уровень нарциссизма в юности способствует достижению руководящих позиций в профессиональной сфере в последующие годы;
Выраженность нарциссических черт характера с возрастом снижается, при этом наличие властных полномочий способствует наименьшему снижению выраженности нарциссических черт личности;
Степень снижения выраженности нарциссических черт связана с конкретным выбором карьеры и опытом длительных личных отношений (романтических и семейных).
Экзистенциальные данности в теории экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии

Базисный конфликт любого индивида, согласно экзистенциально-гуманистической парадигме, состоит в его неизбежной конфронтации с данностями человеческого существования, которые являются неотъемлемой составляющей бытия в мире. Ирвин Ялом, один из лидеров экзистенциально-гуманистического направления сегодня, выделяет четыре конечные данности. К ним он относит смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность. Тревога, порождаемая сознаванием конечных данностей, формирует определенные защитные механизмы и может приводить к образованию психопатологии.

Смерть

Осознание смерти в теории экзистенциально-гуманистической психотерапии составляет центральный экзистенциальный конфликт. Экзистенциальное осмысление смерти наиболее лаконично описал Фейфель, назвавший отношение к ней и ее значение для человека "важнейшим организующим принципом в определении того, как он выстраивает свои отношения с жизнью". Согласно И. Ялому, наиболее распространенными вариантами защиты от сознавания смерти являются вера в конечного спасителя и убежденность в собственной неуязвимости. Прибегая к защите от сознавания смерти с помощью веры в личную неуязвимость, человек избегает сознания своей незначительности по отношению к огромному и многообразному миру. Именно этот механизм составляет основу человеческого стремления к власти и контролю. Таким образом, снижение выраженности страха смерти напрямую зависит от того, каким объемом власти располагает человек. Здесь мы можем обнаружить определенную зависимость между этой защитной стратегией и нарциссическими чертами характера, которые, в свою очередь, в большей степени выражены у тех, кто обладает определенной властью. И. Ялом рассуждает о связи еще одной нарциссической черты характера - манипулятивности в межличностных отношениях - со снижением страха смерти. Он говорит о том, что на бессознательном уровне эксплуатация других может восприниматься как принесение в жертву символической смерти другого. Адаптация к страху смерти с помощью веры в конечного спасителя базируется на бессознательном стремлении к слиянию с другим, которое, в свою очередь, служит защитой от переживания одиночества и изоляции и препятствует индивидуации. Страх автономии и индивидуации может послужить причиной отказа от полноценного исследования себя и поиска своего аутентичного пути в жизни. Вера в конечного спасителя связана с такими чертам характера как пассивность, склонность к зависимости, инфантильность, чрезмерный альтруизм. В некотором смысле эти черты противоположны нарциссическим чертам характера.

Свобода

Основу такой экзистенциальной данности как свобода составляет способность человека конституировать мир и делать выбор в отношении способа его конституирования. Таким образом, человек оказывается обреченным на свободу, предполагающую неизбежность ответственности не только за действия, но и за их отсутствие. Такое положение вещей может вызывать сильную тревогу, провоцируя чувство пустоты, беспочвенности и изоляции (экзистенциального одиночества). Согласно концепции А. Лэнгле, целостная форма свободы, базируется на четырех экзистенциальных мотивациях - фундаментальном доверии (отношение к миру), фундаментальной ценности (отношение к жизни), самоценности (отношение к самому себе) и переживанию осмысленности жизни (отношение к будущему).

Бессмысленность

Переживание дефицита жизненных смыслов, по мнению В. Франкла и С. Мадди, может способствовать образованию разных форм психопатологий, для обозначения которых Франкл ввел термины “экзистенциальный вакуум” и “экзистенциальный невроз”. С. Мадди, в свою очередь, описал четыре формы “экзистенциального невроза”: крусадерство (компульсивное погружение индивида в разнообразную деятельность), нигилизм (убежденность в отсутствии смысла, проявляющаяся путем занятия деструктивной позиции), бессилие (потеря веры в способность оказывать влияние на собственную жизнь) и вегетативность (неспособность поверить в ценность любого действия). Сегодня мы наблюдаем тенденцию в ориентации смысла на нарциссические ценности (престиж, власть, материальное благосостояние), доминирующую среди молодого поколения. Это обстоятельство тесно перекликается с идеями Э. Эриксона, который считал, что периоды юности, а также ранней и средней взрослости характеризуются ориентацией смыслов и интересов на собственное “Я”, в то время как поздняя взрослость, при условии успешной реализации ранних задач развития, представляет то время, когда жизненный смысл базируется на самотрансценденции, т.е. выходе действий и желаний за пределы собственного “Я”. Этот тезис подтвержден данными американского исследования, показавшего, что выраженность альтруизма и других форм самотрансцендентного поведения с возрастом увеличивается.

Изоляция

Переживание изоляции тесно связано с ростом и индивидуацией. Распоряжаясь своей свободой и принимая ответственность за свой выбор, человек отказывается от связи с символическим Другим, выходит из состояния межличностного слияния, и неизбежно сталкивается с одиночеством. Экзистенциальный смысл автономии и аутентичного, независимого существования состоит в умении пережить эту изоляцию. И. Ялом называет переход от слияния к изоляции основной экзистенциальной задачей развития, а страх этого перехода - движущей силой многих межличностных отношений. Основная ценность отношений, в которых есть любовь, состоит в смягчении экзистенциальной изолированности человека. Зрелая любовь дает возможность включиться в другого, сохранив при этом целостность и индивидуальность. Таким образом, бессознательное стремление раствориться в другом, чтобы снизить ужас одиночества, можно рассматривать как эгоцентрическое, нарциссическое проявление озабоченности своей потребностью в снижении тревоги, а преодоление этого стремления - как проявление истинной способности любить и отдавать. Отношения, выполняющие функцию отрицания изоляции, ориентированы вокруг определенного дефицита - власти, восхищения, слияния, и способствуют его восполнению. Таким образом, нарциссические проявления каждой личности способствуют все большей изолированности, отстраняя ее от зрелого взаимодействия и делая возможным существование каких-либо отношений только в плоскости “субъект-объект”. Также стоит отметить, что нарциссическое использование другого в роли зеркала, в экзистенциальной теории, представляется символической попыткой подтверждения собственного существования с помощью подтверждения извне, предпринимаемой в силу отсутствия сформированности тех структур, которые позволяют подтвердить себя изнутри.

Проведение эмпирического исследования

Исследование проводилось на выборке из 54 человек - 27 участников в возрасте от 18 до 25 лет и 27 участников в возрасте от 45 до 60 лет. Возраст участников соответствует периодам ранней и поздней взрослости в периодизации Б.Г. Ананьева. В исследовании использовались методики, позволяющие оценить уровень выраженности нарциссических черт личности, степень актуализации экзистенциальных проблем, связанных с четырьмя конечными данностями человеческого существования, а также уровень переживания экзистенциальной исполненности, базирующейся на четырех экзистенциальных мотивациях и степень отчуждения от различных жизненных сфер:

Тест экзистенциальных мотиваций (данная методика предназначена для определения степени актуализации четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций и степени экзистенциальной исполненности бытия-в-мире согласно концепции А. Лэнгле);
Опросник “Нарциссические черты личности”, позволяющий провести диагностику нарциссических состояний, характеризующихся совокупностью нарциссических черт личности, входящих в структуру нарциссического расстройства личности, но не достигающих уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSM-IV;
Опросник субъективного отчуждения (адаптация теста субъективного отчуждения С. Мадди). С помощью данной методики мы измеряли степень общего отчуждения, а также отчуждения от наиболее важных жизненных сфер;
Методика “Актуализация экзистенциальных проблем”, предназначенная для измерения степени актуализации экзистенциальных проблем, базирующихся на четырех конечных данностях человеческого существования согласно концепции И. Ялома.

Результаты

По результатам сравнительного анализа с помощью t-критерия Стьюдента достоверные различия были обнаружены по показателям “Грандиозное чувство самозначимости”, “Поглощенность фантазиями”, “Потребность в постоянном внимании и восхищении” и “Ожидание особого отношения”. Таким образом, мы можем говорить о том, что нарциссические черты личности выражены в большей степени у лиц ранней взрослости. В это же время представители поздней взрослости более склонны к ожиданию особого обращения.

Статистически значимых различий выраженности показателей четырех экзистенциальных мотиваций, общей экзистенциальной исполненности, отчуждения от общества, профессиональной деятельности, межличностных отношений, семьи, собственной личности, общего уровня отчуждения, а также актуализации переживания конфронтации с бессмысленностью, свободой, смертью и изоляцией, обнаружено не было.

Взаимосвязи выраженности нарциссических черт личности, отчуждения, экзистенциальных данностей и мотиваций в периоды ранней и поздней взрослости были исследованы с помощью корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона. Полученные корреляции позволяют сделать следующие выводы:

Переживание отчуждения от межличностных отношений и собственной личности снижают выраженность фундаментальных экзистенциальных мотиваций и общей экзистенциальной исполненности в период поздней взрослости;
Отчуждение от межличностных отношений и собственной личности у лиц поздней взрослости тесно связаны с такими нарциссическими чертами, как манипулятивность и дефицит эмпатии;
Недостаточная сформированность фундаментального доверия к миру (первая фундаментальная мотивация) может выражаться в дерзком и заносчивом поведении лиц поздней взрослости;
Укрепление самоценности ведет к усилению выраженности чувства самозначимости у лиц поздней взрослости;
Дефицит эмпатии негативно сказывается на переживании самоценности (третья фундаментальная мотивация), осмысленности жизни (четвертая экзистенциальная мотивация) и способсвует усилению переживания изоляции у лиц поздней взрослости;
Переживание отчуждения от общества, учебы, межличностных отношений, семьи и собственной личности снижают выраженность фундаментальных экзистенциальных мотиваций и общей экзистенциальной исполненности в период ранней взрослости;
Сверхзанятость чувством зависти снижает выраженность фундаментальных экзистенциальных мотиваций, препятствует обретению экзистенциальной исполненности, а также способствует усилению отчуждения от общества, межличностных взаимоотношений, семьи и собственной личности у лиц ранней взрослости;
Актуализированная конфронтация со свободой и бессмысленностью в период ранней взрослости негативно влияет на выраженность экзистенциальных мотиваций и общую экзистенциальную исполненность, а также способствует отчуждению от межличностных отношений и семьи. Конфронтация с такой экзистенциальной данностью, как бессмысленность, также усиливает переживание отчуждения от учебы и собственной личности у лиц ранней взрослости;
Ожидание особого отношения и зависть способствуют переживанию отчуждения от общества у лиц ранней взрослости;
Дефицит эмпатии у лиц ранней взрослости способствует отчуждению от межличностных отношений, семьи и собственной личности;
Такие нарциссические черты, как убежденность в собственной уникальности, манипулятивность, дефицит эмпатии, завистливость и дерзкое поведение, способствуют усилению отчуждения от семьи у лиц ранней взрослости;
Конфронтация лиц ранней взрослости со свободой способствует усилению такой нарциссической черты, как завистливость;
Выраженность самоценности (третьей экзистенциальной мотивации) снижает конфронтацию с изоляцией у лиц ранней взрослости, а дефицит эмпатии – усиливает ее;
Уровень отчуждения от различных жизненных сфер у лиц ранней и поздней взрослости связан с выраженностью таких нарциссических черт личности, как сверхзанятость чувством зависти и дефицит эмпатии;
Такие нарциссические черты, как сверхзанятость чувством зависти и отсутствие эмпатии, способствуют снижению выраженности фундаментальных экзистенциальных мотиваций и общей экзистенциальной исполненности у лиц ранней и поздней взрослости;
Отчуждение в семье у лиц ранней и поздней взрослости зависит от выраженности таких нарциссических черт характера, как манипулятивность и дерзкое, заносчивое поведение;
Наиболее связанными с нарциссическими чертами характера экзистенциальными данностями у лиц ранней и поздней взрослости являются свобода и изоляция. Степень актуализации тревоги свободы и изоляции зависит от уровня эмпатии и сверхзанятости чувством зависти.
Страх потери близких доминирует среди лиц ранней и поздней взрослости;
К преобладающим страхам среди лиц ранней и поздней взрослости также относятся страх будущего, страх смерти, страх одиночества, страх перед бессмысленностью и страх потери контроля. Эти страхи отражают действующую конфронтацию с фундаментальными данностями человеческого существования.
Библиографический список:

Ильин Е. П. Психология взрослости. — СПб.: Питер, 2012. — 544 с.
Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003.
Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен/А.Лэнгле// Московский психотерапевтический журнал.-2002.-№2.-С.34-60.
Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии. // Экзистенциальный анализ. Бюллетень № 1. - Москва, 2009.
Франкл. В. Страдания от бессмысленности жизни. , Wien, 1993, перевод на русский язык Панков С.С., 2009.
Хорни.К. Невротическая личность нашего времени. Пер. с англ. А.И. Фет. - Philosophical arkiv, Sweden, 2016.
Шамшикова, О.А. Нарциссические проявления личности как образующие континуума переходных форм существования "Границ Я"/ О.А.Шамшикова// Мир науки, культуры, образования.-2009.-№ 7 (19).-С.265-271.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 576 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
Rosenfeld H. A clinical approach to the psychoanalytic theory of the life and death instincts. An investigation into the aggressive aspects of narcissism// I nt. Psychoanal. 1971. Vol. 52. P.169-178.
Статья
200
Опубликовано: 23 августа 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567