Top.Mail.Ru
Почему не учится иностранный язык?
Я уже 17 лет преподаю английский и около 12 лет испанский язык. Наблюдаю такую тенденцию, что периодически приходят ученики, с которыми мы будто буксуем: время идет, а результата нет. Или поначалу проявленный энтузиазм сходит на нет, хотя человек клялся и божился, что ему нужен язык и он готов работать. Я всегда спрашиваю нового ученика о его предыдущем опыте, целях и ожиданиях, присматриваюсь к его типу личности, подбираю что-то ему подходящие, и обычно работа идет, пусть у каждого в своем темпе, но “каша в голове” причесывается, языковой барьер ослабевает, ученики довольны.

Но бывают такие истории, когда даже после 30-го повторения одного и того же человек “не берет” знания. Я ведь могу только дать, пусть в разжёванном виде, но не могу за ученика “проглотить и переварить”. Тут отвественность 50/50. Часто при этом начинаются пропуски, опаздания, “я двоечник, не сделал домашку”. Меня ставят в роль какой-то строгой училки, которая должна поругать, наказать, пристыдить, и тогда может появится мотивация, дело пойдет. Но меня такая роль совершенно не устраивает, я пытаюсь разобраться, в чем проблема, что происходит, и тут очень помогает психология. В результате обычно вылезает проблема в одном из важных аспектов, необходимых для успешного изучения языка. Их можно выделить четыре:

1) Правильная мотивация
2) Грамотное распределение времени
3) Необходимые ресурсы
4) Реалистичные ожидания

Поясню: только тот факт, что человек думает, что ему “нужно” выучить английский ничего не значит. Очень часто это просто интроект, автоматическое убеждение, которое никак не резонирует с истинными желаниями и целями личности. Тогда это будет саботаж (опоздания, пропуски, не сделал домашку), диссоциация на уроках – не хочу в себя впихивать эту ненужную мне информацию, отлетаю. Тут очень видна разница между теми, кто учит английский потому что “надо” и теми, кто приходит за испанским “для души”. Вторые много улыбаются, смеются над своими ошибками, глотают язык как воздух, постоянно восторгаются, как он красиво звучит и т.д. Понятно, что во взрослом возрасте действительно есть определенные “надо”, тогда можно поискать, как это встроить в свои ценности, искать мотивацию там. Например, если для меня крайне важно быть образованным человеком и для этого я хочу читать литературу на языке оригинала, меня эта идея будет питать, ведь можно подобрать материалы так, чтобы было интересно и созвучно, это не проблема.

Еще бывает, что у человека есть правильная мотивация, но беда с управлением временем или само-дисциплиной. Он правда хочет учить язык, но делает все в последний момент, перед занятием, выпадая из практики на целую неделю. В изучении языка один из наиважнейших аспектов это постоянство и частота, пусть это будет по 10-15 минут, но каждый день, особенно на начальных уровнях, иначе все вылетает как в трубу и каждый раз “снова-здорово”. Тут уже нужно и ученику самому учиться создавать себе привычку, и преподаватель может подсказать, как лучше распределить задание на дни между занятиями, какие еще есть приложения или варианты контакта с целевым языком.

Следующий пункт один из самых критических – ресурсы. Тут речь идет и о времени, и о финансах, и о психическом ресурсе на изучение чего-то нового. Ведь что-то новое – это всегда стресс. И если люди, которые уже дошли до меня, обычно обладают первыми двумя, то с третьим часто бывает проблема. Человек вроде прибежал с работы, подключился к занятию, но головой он не здесь, думает о работе / ремонте / семье и т.д., не умеет переключаться. Или я вижу, что человек измученный, утомлённый, на грани выгорания (или уже там). Естественно его психике не до английского. На это просто нет ресурса. Я уже не говорю про более сложные (но к сожалению нередкие) случаи депрессивных и/или тревожных состояний, различных травм, при которых нарушаются функции мышления, памяти, внимания. Человек просто не способен учить новое, как бы он ни хотел, ни старался. Тут нужно огромное терпение и со стороны преподавателя, и со стороны ученика, которому придется признать свои ограничение и либо двигаться очень медленно, либо признать необходимость прервать / завершить занятия. Это подводит меня к последнему пункту – ожидания.

К сожалению, у большинства учеников совершенно нереалистичные ожидания. Это и благодаря “замечательному” маркетингу из разряда “выучи язык за 3 дня!” и благодаря нашему нарциссическому времени, когда все должно быть быстро, идеально и легко, иначе ты лузер. Все хотят волшебную таблетку, но ее нет. Чтобы освоить язык (я не говорю “выучить”, потому что ни один язык не возможно полностью выучить, даже родной), необходимо рассмотреть вышеупомянутые четыре пункта и оценить (например по десятибалльной шкале), где я сейчас нахожусь, действительно ли у меня есть мотивация, силы, деньги и время, могу ли я эту привычку встроить в свой график, каковы мои ограничения? Готов ли я пуститься в это путешествие? Не страшно, если какой-то из пунктов немного хромает, или даже все показатели средненькие, на троечку, потихоньку язык можно освоить, но это нужно учитывать. А вот если, например, ресурс на два – то “хлестать мертвую лошадь” уже нет смысла, необходимо сначала выровнять свое состояние.

В итоге, я все чаще убеждаюсь, что многим моим ученикам в первую очередь нужна терапия, а потом уже язык, и это осознание было одним из факторов, которые подтолкнули меня к переквалификации.

А к Вам обращаются клиенты с жалобами на сложности в обучении? Если Вы сами учите языки, какие сложности возникают?
Хэштеги:  
Статья
170
Опубликовано: 23 августа 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567