Top.Mail.Ru
Свобода быть собой, анализ фильма "Жизнь прекрасна"
При просмотре фильма "Жизнь прекрасна” до последней минуты хочется верить в чудо — избавление героя от безвременной смерти или его “воскрешения”. Не буквального, конечно, но пусть бы добрый бог режиссер придумал какой-нибудь правдоподобный ход — героя бы просто легко ранили, он бы притворился мертвым и вышел, когда надзиратели ушли. Но увы, тот, кто был “живее всех живых” в этом концлагере и, наверное, и во всем фильме, погиб.

Главный герой настолько живой, настолько включённый в свою жизнь и творящий свою жизнь. В каких бы обстоятельствах ни был, он находит место для радости и чудачества. Смело нарушает правила, не боясь показаться смешным. Совершает безрассудные непредсказуемые поступки, чтобы удивить женщину, которая ему понравилась, и добиться её расположения. И она принимает его “правила игры” и тоже начинает творить чудеса. Хочется, чтобы история их счастливой любви и жизни длилась вечно, но создатели фильма, вслед за самой жизнью, придумывают другой поворот событий.

Гуидо с сыном отправляют в концлагерь, а Дора следует за ним, отказываясь от жизни без них. Выбирает быть вместе не только в радости. Выбирает бездну неизвестности. Могла бы она выбрать другую жизнь? Ждать, надеясь на возвращение? Бороться за него оставаясь “на свободе”? Смириться с судьбой? Осталась бы она живой, продолжая жить без мужа и сына? Кажется, для нее альтернативы не было, была лишь отчаянная смелость столкнуться с чем бы то ни было.

То, что происходит с героями, может вызвать ощущение протеста — мир не должен быть таким по отношению к ним. И в этой ситуации можно жаловаться на жизнь (но кому?), протестовать (но разве это что-то изменит?), а можно продолжить жить, творя свою реальность, проживая её на 100%, беречь близких, заботиться о родных, находить возможность передать привет, рискуя жизнью, сказать, что живы, признаться в любви, воскресив воспоминания музыкой.

Оказавшись в концлагере, Гуидо не теряет своей наполненности жизнью, не отчаивается, выбирает путь жизни и не может иначе. Он создал целый мир для своего ребёнка — игру, сохранившую ему жизнь. И пока Гуидо придумывает игру, чтобы жить и сохранить жизнь, его давний знакомый, доктор, играет в загадки, чтобы не видеть жизнь, текущую перед его глазами, творимую его руками. Если бы он очнулся, смог ли бы он продолжить отправлять людей в печи? Смог ли бы найти в себе силы выйти из системы?

Гуидо выбирал действовать каждый раз, когда можно было действовать, выбирал свою жизнь, даже если для этого приходилось ей рисковать. У него стоит поучиться быть живым, быть открытым, быть отважным — решиться на свою жизнь, находить повод для радости в любых обстоятельствах, использовать имеющиеся возможности и создавать неочевидные собственные.

Фильм тяжёлый не только тем, что заканчивается смертью героя, но и тем, что заставляет спросить себя, а сколько жизни в вашей жизни? Сколько в вас непринуждённой радости, смелости быть собой? Сколько отваги вступать в отношения, сколько смелости радоваться и радовать другого, в тех обстоятельствах, в которых оказываетесь? И не создаете ли вы сами себе тюрьму из ограничений, страхов и понуждений?
Статья
233
Опубликовано: 14 февраля 2023
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567