Нарциссичиское отрицание собственной окончательности или смертности, если угодно, получило сегодня доп.опции, так сказать. Получило новые возможности. Что было позволено людям в этом смысле ещё каких-то сто лет назад? Деторождение и результат творчества - это то, что оставалось в веках после их ухода.
Сегодня этот полюс ослаблен в связи с новыми возможностями - миф о собственном бессмертии подтверждается не только с помощью мысли о всевозможных медицинских достижениях в широком смысле, но и в связи с грандиозным развитием косметологической индустрии. Поддержание своего лица и тела в "идеальной форме" - само это выражение уже относит нас к чему-то божественному.
Ну а боги, как известно, бессмертны.
Есть и ещё более сублимированная форма желания вечной жизни: она воплощается в фантазме о некой параллельной реальности, вообще в идее жизни после смерти, в мистических фантазиях.
Эйнштейн своми "относительными" рассуждениями подстегнул робкую надежду человечества на возможность жить вечно.
Научная фантастика с описанием относительности течения времени в разных точках галактики, развитием мысли о пребывании астро-путешественников в состоянии стазиса и т.д, и т.п. - все это завуалированное, сублимированное инфантильное представление о собственном бессмертии.
Ребёнок не рождается с представлением о собственной смертности - это разочарование постигает его гораздо позднее. В психической жизни ребёнка удивительным образом сосуществуют противоположные явления - с одной стороны он каким-то образом понимает, что когда-то тогда, в неясном будущем он или она станет взрослым. И это мы видим по разным интересным выводам, которые делают дети - когда я вырасту, то выйду замуж за папу, а мама будет как я.
И рядом живёт противоположный фантазм - о некой временной статике, что позволяет мыслить себя в вечном детстве и именно поэтому ребёнок не представляет разрыва с родителями или привычной средой. Есть ещё один интересный нюанс детской фантазии о времени - отсутствие чёткой линейности в понимании времени: в их голвках легко укладывается представление о том, что когда-то тогда, в какой-то момент своей жизни их родители были..динозаврами. Или обезьянами..
Сложно понять, да это и не является целью сегодняшнего рассуждения - а что здесь играет главную роль: невежество, сложности с абстрактным мышлением, механизм отрицания..скорее всего, в основе лежит всё перечисленное в той или иной мере. Однако, что важно - за этим игнорированием (безусловно, невольным ) лежит глубокая уверенность в бесконечном возрождении момента, уверенность в неиссякаемости времени, в его неистощимости и повторяемости.
Давайте представим виртуальную игру, где можно записать удачный сценарий до того, как совершится критический шаг или где можно снова и снова возрождать героя. У игрока формируются тоже очень интересные отношения со временем и на первый план выходит отрицание собственной окончательности, т.е. детское всемогущество.
Ведь ощущение бессмертия - это тоже проявление этого феномена - всемогущества.
Вообразите человека, который знает когда умрёт. У него, конечно, есть выбор - протест или принятие. Самое противное для наблюдателя, что и протест, и принятие могут проявляется одинаково, однако одним из проявлений протеста против очевидного будет ничего-не-делание - словно ничего и не происходит, ничего в ближайшее время не изменится и все будет так как и было раньше. Это своего рода закономерный протест против несправедливости судьбы и восстание против хода времени. И это, безусловно, радикальный пример. Однако, в свете рассмотренного, можем ли сказать, что когда мы закрываем глаза на очевидную необходимость, мы таким образом отрицаем эту необходимость, потому что в глубине души не верим, что время быстротечно, а мы конечны?
Статья
456
Опубликовано: 30 ноября 2022