Эта заметка написана прямо по следам дискуссии на тему публичности и профессиональной идентичности психолога, психоаналитика .
До начала этой дискуссии мною был отправлен организаторам длинный вопрос-жалоба на тему взаимодействия с маркетологами, который заключался в том, что сложно донести до маркетолога мысль о том, что работа психолога и тем более психоаналитика не просто обычный товар, и закономерности по привлечению клиентов для, например, покупки холодильников, не должны тут работать напрямую.
И сейчас думаю, что как-то забежала вперёд паровоза.
То есть вопрос публичности и выхода в интернет сам по себе был подробно рассмотрен в ходе дискуссии, и при этом у меня он выпал из рассмотрения полностью , потому что собственный процесс выхода в интернет уже пошел ранее. Сейчас возникает некое понимание, что наверное уже недостаточно того, что делается мною в этом направлении.
Рассмотрим с практической стороны несколько пунктов :
1. Отсутствие публичности, конфиденциальность, рекомендации, сарафанное радио.
Да, это очень хороший вариант. Возникает вопрос, сколько человек придет таким образом и сколько времени ждать этих людей начинающему специалисту ? Работая в психоаналитической парадигме, в которой год - не очень большой срок, можно ожидать, что в течение некоего срока кто-то придет.
Когда заканчивала своё обучение, уже на стадии подготовки диплома, не стала полностью полагаться на этот путь, и первые клиенты пришли из интернета.
2. Степень открытости специалиста в социальных сетях.
В процессе обучения усваивается такое понимание: чем меньше о тебе известно, тем лучшим объектом для переноса ты являешься. Практика показывает, что перенос может формироваться ничуть не хуже, даже если про специалиста что-то известно, и некоторые обстоятельства, будучи известными, иногда даже могут уберечь клиента от лишних травм.
3. Фото и текст.
Фото - для того, чтобы человеку было проще сопоставить образ специалиста, который уже сформирован внутри его психики, с тем образом, который предстанет перед ним в реальности или же на экране. Текст- для того, чтобы человек мог внутренне идентифицироваться с какими-то идеями или высказываниями, которые ему откликаются.
Мне очень понравилась идея о том, что если тебе трудно писать и публиковаться, то это может означать на самом деле страх того, что тебя на чем-то "поймают". Что твой текст как будто бы может показать то, что тебе хочется скрыть.
Это настоящее открытие - "что нужно скрыть". И почему то, что как будто бы нужно скрыть, вполне позволяет тебе строчить разные тексты в различных "закрытых" пространствах всемирной сети .
4. Что специалист делает или что он хочет делать, и как про это узнает тот , кто в этом нуждается.
Психология включает в себя разную работу .
Кто-то сидит один на один, сохраняя тишину и конфиденциальность. Кто-то собирает тысячные марафоны, для того чтобы делиться своими идеями.
Это всё психология . Вопрос о том, является ли психоанализ частью психологии или не является , оставим пока.
Тому, кто сидит в тишине, на самом деле не нужен поток. Ему не нужно стопятьсот клиентов в месяц, даже обращений столько не требуется. Ему нужно совсем немного клиентов, однако им тоже надо как-то "увидеть" и узнать , что вот это - тот человек, кому он может довериться, и то пространство, куда он может приходить любым.
Нужен ли такому специалисту маркетинг? Да вот я не знаю, может и да, потому что способ "сарафана" может оказаться слишком медленным в настоящее время..
5. Инстаграм*
О, инстаграм, пространство весёлых картинок и частичных объектов. Психологов там множество. Считается нормальным изучить инстаграм мастера, прежде чем доверить ему свои ресницы или ногти.. Да и вообще там много всего. Мой опыт участия в этой сети пока приостановлен моим бессознательным. Был выложен баннер с надписью "Технический перерыв 730 минут", сделанный собственноручно из фотографии двери некоего таинственного "техотдела". Больше никаких записей на странице а инстаграме пока нет. Прошло время, прежде чем я поняла, что не выкладываю новых записей после этой. Что это, если не голос бессознательного? :-) И кто знает, может быть придет время вернуться туда. Хотя бы как-то частично.
Итог
Время ускоряется, и безграничное виртуальное пространство сжимается, оставаясь при этом бесконечным.
Очень большое количество людей каждый день погружается в него и "выныривает" обратно.
И в это же самое время в реальном мире нужны границы и стабильность.
И для кого-то терапия представляет собой не что иное , как ряд точек стабильности, и разве важно, каким образом происходит первый контакт с тем, к кому этот человек захочет приходить? Состоится ли путем рекомендаций, или живого общения, или же в процессе поиска ответов в интернете. Важно, чтобы этот контакт в итоге состоялся.
- Instаgram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.
Я рада, Екатерина, что он-лайн дискуссия 21.05.20 стала источником озарений!