Гарри Поттер и типология личности по Ненси Мак-Вильямс. Драко Малфой.
Психоаналитик Ненси Мак-Вильямс в своей книге "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе" выделяет следующие типы личности:
-Психопатический
-Нарциссический
-Шизоидный
-Депрессивный
-Параноидальный
-Обсессивно-компульсивный
-Мaзохистичекий
-Истерический
И я хочу попробовать описать особенности данных типов личности на примере героев из Гарри Поттера.
Роулинг создала целый мир, где есть яркие портреты персонажей. Я попытаюсь проанализировать некоторые характеры героев и предположить, к какому типу личности они относятся. Нужно пояснить, что в жизни мы редко встречаем человека с одним "чистым" типом, поэтому я постараюсь определить ведущий радикал по самым ярким чертам характера. Не забывая, конечно, что психологический "диагноз" - дело очень непростое, и вы можете увидеть совсем другой тип.
Драко Малфой. Нарциссический тип личности (грандиозный).
Основа личности Драко - это проблема самооценки, ощущение своей неполноценности, дефицитарности, внутренней омертвелости и пустоты. Он предпринимает бесконечные попытки защититься своей грандиозностью, своим статусом волшебника из древних чистокровных магических семей. Драко постоянно угрожает тем, что пожалуется отцу.
Малфой озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих, а особенно в глазах своего отца. Драко чрезвычайно важен для родителей, он единственный в семье ребенок, он наследник древнего магического рода. И это ведет к постоянному оцениванию в семье. Хорошее отношение к нему обусловлено не тем, какой он есть сам по себе, какой он человек, а тем, какую функцию он выполняет (наследник, т.е. продолжение родителей). Противоречивое послание о том, что его высоко ценят (но только за ту особую роль, которую он играет), заставляет маленького Драко чувствовать: если его настоящие чувства – в особенности враждебные и эгоистические – обнаружатся, за этим последует отвержение или унижение. Это способствует развитию "ложного Я" – представления другим внешнего фасада, маски, только того приемлемого, чему он научился. И эта ложная идентичность становится более живой и достоверной, чем реальный Малфой. Все это ведет к тому, что глубоко внутри спрятано чувство смутной фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, уродства и неполноценности и компенсаторные противоположности - самоутверждение, чувство собственного достоинства, презрение, защитная самодостаточность, тщеславие и превосходство.
Он с легкостью научился "отключать" свои эмоции, отрезать и отвергать важные части себя, но такое вытеснение и отрицание боли и подавление внутреннего конфликта могут привести только к разрушению личности. Что и происходит с ним, на старших курсах он решается на убийство Дамблдора только потому, что от него это требуют значимые взрослые, а не потому, что он разделяет идеи Темного Лорда.
Драко часто испытывает чувство зависти. Например, к Гермионе, она первая по успеваемости, несмотря на то, что Драко хорошо учиться, ему все-таки не удается ее обогнать. В отместку он не устает везде упоминать, что Гермиона грязнокровка. Или оскорбляет Рона Уизли, каждый раз намекая на незавидное финансовое положение его семьи, но завидует теплоте отношений в семье Уизли. От зависти он защищается тем, что использует психологический механизм защиты – обесценивание (если я чувствую себя неполноценным и воспринимаю вас как обладающего всем, я, возможно, попытаюсь разрушить то, что у вас есть, порицая, презирая или высмеивая это).
Нестабильная самооценка, сомнения в себе и хрупкая самоидентичность приводят к тому, что Драко не выносит критику, особенно публичную, т.к. боится развалиться на части. Когда Драко в открытую предлагает дружбу Гарри, не замечая, как он несимпатичен - получив отказ, он никогда не забудет такого оскорбления. После этого Поттер и Малфой становятся врагами.
У Драко не было близких друзей в Хогвартсе, но были его вечные спутники Винсент Крэбб и Грегори Гойл. Драко регулярно подмечал их недалёкость, и они выполняли функцию больше слуг, чем товарищей. Пародокс нарциссических людей – потребность в других глубока, но любовь к ним поверхностна (недоразвитая способность к любви).
Список литературы: Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе", глава 8.
Статья
321
Опубликовано: 10 июня 2024