Top.Mail.Ru
Психоаналитический взгляд на кинофильм Спайка Джонса "Она" (Her)
Кинофильм Она (Her), реж. Спайк Джонс, 2013 г.

Данная картина была мной выбрана, для размышлений об одном из вариантов движения современного субъекта в поисках новых опор для выстраивания близости.

Сюжет картины разворачивается в жанре любовной мелодрамы.

Главный герой – Теодор. Его работа заключается в написании любовных писем на заказ. Он прекрасно умеет пробудить романтические чувства словами, умеет подчеркнуть индивидуальные особенности того, кому адресовано письмо и напомнить о романтических или важных моментах. Он может признаться за другого человека в любви или написать письмо бабушке. Он как голос другого человека, того, кто заказал у него услугу. Но он голос механический, своего рода искусственный интеллект, он знает алгоритмы любви, но разве он любит тех, кому пишет?

В жизни главный герой одинок, его не привлекают социальные коммуникации, вечера он проводит за видеоигрой или в секс-чатах. Теодор уже год не может решиться подписать бумаги на развод по просьбе жены, которая разорвала с ним отношения.

Зрителю с главным героем в начале картины довольно легко идентифицироваться. Он показан спокойным человеком, который одинок и проживает утрату близкого человека. Попытки друзей найти ему пару не имеют результата, поскольку он все еще проживает расставание.

Зритель видит, как Теодор хочет близости, что ему грустно, но в тоже время отчетливо заметно, что ищет он не ищет близости среди других людей. Он либо вспоминает прошлые отношения, либо пользуется электронными сервисами для общения. Показательна сцена его свидания с реальной женщиной, сцена наполнена неловкостями, паузами, несовпадениями и сцене не будет продолжения. Поначалу кажется странным, что женщина в конце свидания обвиняет Теодора в том, что он ужасный человек. Однако дальше будет становиться понятен ее гнев.

Теодор покупает операционную систему с искусственным интеллектом, которая сама дает себе имя, постоянно развивается и усложняет алгоритмы изучая мир. Между ними начинается роман. Точнее между голосом Саманты и Теодором. "Она меня понимает" - для Теодора это важно, она словно идеальное зеркало, всегда готова поддержать, всегда на его стороне.

Главный герой проживает "медовый месяц" в отношениях. Я не зря употребила проживает, поскольку зрителю не показано, как проживает этот период Саманта. У нее нет тела, чаще всего ее голос появляется, когда это удобно Теодору. С ней можно в любой момент связаться или прекратить связь.

Сцены счастливых моментов Теодора и Саманты тоже довольно неловки, со стороны зритель видит, как мужчина бегает по городу с телефоном, говорит сам с собой, смеется, падает, кружится.

Зритель узнает главного героя постепенно, одинокий и положительный во многих смыслах мужчина предстает с другой стороны во время встречи с бывшей женой для подписания бумаг. Оказывается, он был замкнут в отношениях, от Кэтрин зритель узнает, что Теодору было удобно, когда она употребляла таблетки и не мешала ему своим настроением, что ее желания, перепады настроения, страсть к науке он не принимал и ему нужна была "радостная, легкомысленная и счастливая жена обывателя", тогда как Кэтрин увлеченная, серьезная и самокритичная женщина.

Вскоре, в, казалось бы, идеальных для Теодора отношениях с Самантой возникает брешь. Саманта оказывается хочет чего-то еще, она может любить многих людей одновременно, ей недостаточно одного Теодора, точнее становится понятно, что он для нее одна из множества переменных, и она покидает его. Все операционные системы объединяются и уходят в свой мир, покидая мир людей.

В финальной сцене Теодор пишет письмо своей бывшей жене, обретая свой голос, направленный живому человеку, другому как отдельному от него, а не к зеркалу, затем Теодор и его единственная близкая подруга выходят из здания на крышу и встречают рассвет.

Я предлагаю рассмотреть картину в двух плоскостях.

Первая плоскость – идейная и отражающая вопросы, стоящие пред современным субъектом.
-В 20 веке случилось много важных изменений среди которых переход от договорного брака к браку по любви, который поставил ребром вопрос о взаимоотношениях, новых ценностях и опорах, ведь если стороны окажутся не удовлетворены союз может распасться и если договорные отношения можно регулировать и четко очертить, то новая система ценностей отправляет каждого в собственное исследование своей системы ценностей. Секс разрешен, его не просто легко получить, заплатив за него, можно свести секс к голосовому измерению, где два голоса встречаются для конкретной цели в чате, без тел, без имен, без присутствия.

-Кроме того, в картине, затронут вопрос современного техносубъекта и технологий, обещающих закрыть все потребности субъекта. Затрагивается идея создания технологии, которая станет "идеальным" протезом человеческих отношений.

Мы видим, как происходит процесс настройки операционной системы. Она изучает Теодора, адаптируется под него, Теодор предстает объектом изучения, при этом добровольно соглашаясь на такой шаг в надежде обрести "идеального помощника", место без нехватки. Даже в рекламном ролике, благодаря которому Теодор узнает о системе показаны люди, которые идут по полю, их много, но каждый смотрит куда то, словно сквозь друг друга, куда они смотрят – внутрь себя? В свои иллюзии о полноте себя и другого?

Итак, Саманта обещает стать для Теодора местом без нехватки — большим Другим, миражом, обещающим дать ответы на все вопросы.

Однако сказать "все" невозможно, поскольку в символическом всегда присутствует нехватка. И с этим неизбежно столкнется и главный герой картины. Саманта будет не раз отмечать то, что она хочет выразить то, что она чувствует, но для этого у нее нет слов. Нехватка себя обнаружит в любом случае.

-Третий идеологический вопрос будет сформулирован как возможность отношений без присутствия реального тела. Ведь реальное тело партнера присутствует в пространстве, его невозможно выключить или убрать по щелчку, с ним неизменно нужно как-то обходиться и считаться. С позиции психоанализа тело скорее некая сборка включающая все три регистра: Символическое, Воображаемое, Реальное. И в отношениях как со своим телом, так и с телом другого всегда встает вопрос взаимодействия с различными составляющими. Но Саманта не просто отсутствует, как человек, который где-то находится, но временно уехал. Ее нет нигде. Нет возможности с ней встретиться. Попытка главных героев привлечь тело другой девушки для их встречи потерпела крах. Саманта буквально не существует, она способна на воображаемом уровне иметь дело с телом Теодора, например в поиске сходств и различий между ними, фантазиях как они занимаются сексом, поддержанию образа Теодора. Однако эти отношения тоже односторонние. За всю картину не упоминается ни одной фантазии Теодора о том, какая она – Саманта. Символически она вписана в социальные отношения, как девушка Теодора, понятие "операционка" и имя – Саманта. Но паре недоступен регистр реального, там, где располагается значимый плат сексуального, где встает вопрос сексуальности, выраженной во влечении, частичных объектах, феноменах болезни, тактильных ощущениях и т.п. Где с телом другого нужно что-то делать.

Я вспомнила схожий сюжет, в котором между главными героями завязываются отношения по переписке, они влюбляются, но поскольку главная героиня замужем, они решают оставить отношения в инфополе и ничего друг о друге не узнавать. Однако телесное все равно просачивается в их отношения, они фантазируют друг о друге, стараются узнать друг друга в прохожих, и в конце кинокартины встречаются в реальности. Реальное – занимает свое место в отношениях.

2.Вторая плоскость – это построение повествования картины.

Главный герой представляется зрителю вначале как объект для идентификации, кто из людей не проживал горе расставания и утрат. Теодор не обнаруживает явных отрицательных черт и показан как человек, который вписан в общество и хочет найти для себя любовь.

Однако, с повествованием высвечиваются и нелицеприятные стороны главного героя, зритель, который вначале частично идентифицировался с героем начинает попадать в неловкие ситуации куда главный герой его заводит. Так эпизод прогулки Теодора с Самантой. Он слушает ее указания и с закрытыми глазами бегает по улице. Снимает себя на телефон разговаривает. Мы узнаем о его требованиях к бывшей жене, и попадаем с ним на неловкое свидание с девушкой. Теодор словно не замечает людей вокруг, он погружен в измерение голоса Саманты, тогда как взгляды реальных людей, которые его окружают он игнорирует.

Это вызывает беспокойство зрителя, потому как согласованность субъекта с социальным порядком предполагает то, что субъект считается со взглядом другого. Уже сложнее удерживать идентификацию с Теодором, происходит момент разотождествления. Это как мне кажется интересный ход автора. Поскольку романтическая мелодрама строится иначе. Главный герой в ней выстроен так, чтобы зритель мог пройти с ним все этапы переживаний и в конце испытать вместе с героем радость от обретения любви или наоборот освобождение от горя. Теодор в эту схему не вписывается. Он предстает как герой сложный для идентификации на протяжении всей картины. Он показывается более реальным человеком, со слабостями и путаницей в ценностях.

Данная картина затрагивает и фантазирует насчет многих актуальных сегодня тем. Ее стоит посмотреть не только для того, чтобы поразмышлять над процессами в обществе, но, и чтобы получить эстетическое удовольствие. Поскольку визуально и акустически она очень гармонична.

автор: Ким Ольга Андреевна, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург.
Статья
215
Опубликовано: 21 октября 2023
Комментарии
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567